Меню
Бесплатно
Главная  /  Профилактика  /  Лекция по биологии на тему "Центральная нервная система. Физиологические основы психики. Память и её тренировка" (8 класс). Шпаргалка: Физиологические основы психики и здоровья человека

Лекция по биологии на тему "Центральная нервная система. Физиологические основы психики. Память и её тренировка" (8 класс). Шпаргалка: Физиологические основы психики и здоровья человека

Физиологические основы психики

Долгое время человечество не имело хоть какого-то внятного научного объяснения тому факту, что у человека есть душа (психика). Постепенно, с развитием естественных наук, удалось выяснить, что материальную основу нашей психики составляет работа нервной системы, состоящей из нейронов - нервных клеток с отростками, с помощью которых они объединяются в сеть.

Возможно, самым наглядным подтверждением этого факта являются эксперименты и наблюдения из нейропсихологии. Нарушение деятельности одних участков головного мозга приводит к немедленным провалам в памяти. Нарушение других - к расстройствам речи. Возбудив нейроны в определенных центрах, можно вызвать у подопытного немедленную эйфорию. Другое научное соображение состоит в том, что человек, безусловно, наделен высшем уровнем психического развития. Вместе с тем он обладает, в сравнении с любым животным, наиболее развитой нервной системой.

Нервная система человека состоит из двух разделов:

Центрального,

Периферического.

Центральная нервная система (ЦНС) состоит из:

Головного мозга,

Спинного мозга.

Головной мозг в свою очередь состоит из:

Переднего мозга,

Среднего мозга,

Заднего мозга.

В головном мозге выделяются, например, такие важнейшие структуры, как:

Таламус,

Гипоталамус,

Мозжечок,

Продолговатый мозг.

Можно сказать, все отделы и структуры центральной и периферической нервной системы задействованы в получении, переработке и отправке информации. Однако особое, самое характерное значение для психики человека имеет кора головного мозга, которая совместно с подкорковыми структурами, входящими в передний мозг, определяет особенности функционирования сознания и мышления человека.

ЦНС связана со всеми органами и тканями человеческого организма. Эту связь обеспечивают нервы, которые выходят из головного и спинного мозга. Все нервы (пучки нервных волокон) подразделяются на две функциональные группы:

Нервы, проводящие сигналы из внешнего мира и структур организма (афферентные нервы),

Нервы, проводящие сигналы из ЦНС к периферии (эфферентные нервы).

ЦНС это, как уже говорилось, сеть из нервных клеток. Если учесть, что количество нейронов у человека составляет порядка ста миллиардов (10 11), тогда можно представить всю ее сложность и запутанность. Каждая нервная клетка (нейрон) состоит из основного тела и отростков. Древовидные отростки называются дендритами. Один длинный отросток называется аксоном. Места соединений отростков с отростками других нейронов называются синапсами.

Нейроны бывают разных видов, у них сильно развита специализация. Например, нейроны, обеспечивающие проведение импульсов от рецепторов, называются "сенсорными нейронами". Нейроны, отвечающие за передачу импульсов от ЦНС к мышцам, называются "двигательными нейронами". Нейроны, отвечающие за обеспечение связи одних участков ЦНС с другими, называются "нейронами локальной сети".

На коже человека, на дне глазного яблока и в других органах чувств имеются рецепторы - специализированные органические устройства, очень маленького размера, предназначенные для восприятия различных видов энергии (механической, электромагнитной, химической и др.) и преобразования ее в энергию нервного импульса. К этим рецепторам цепляются длинные отростки (аксоны) нервных клеток, располагающихся ближе к центру.

И. П. Павлов ввел понятие анализатора - относительно автономная органическая структура, обеспечивающая переработку специфической сенсорной информации и прохождение ее на всех уровнях, включая ЦНС. Каждый анализатор состоит из трех структурных элементов:

Рецепторов,

Нервных волокон,

Специализированных отделов ЦНС.

Информация от рецепторов передается и в кору головного мозга. Информация от одинаковых рецепторов поступает только в определенную область коры головного мозга. Зрительный анализатор замыкается на один участок коры, слуховой - на другой и т. д.

Вся кора головного мозга может быть разделена на отдельные функциональные зоны. Выделяются не только зоны анализаторов, но и двигательные, речевые и др. В соответствии с классификацией К. Бродмана, кору головного мозга можно разделить на 11 областей и 52 поля.

В коре головного мозга выделяют области:

Височная,

Теменная,

Затылочная.

Сами эти области делятся на еще более мелкие участки - поля. Поскольку кора состоит из двух полушарий, то и области делятся на левые и правые, рассматриваются как разные.

Информация, полученная рецепторами, передается по нервным волокнам в скопление специфических ядер таламуса, и через них афферентный импульс попадает в первичные проекционные зоны коры головного мозга. Эти зоны являются конечными корковыми структурами анализатора. Проективная зона зрительного анализатора, например, располагается в затылочных отделах больших полушарий, а проективная зона слуховых анализаторов - в верхних участках височных долей.

Первичные проективные зоны анализаторов иногда называют сенсорными зонами, потому что они связаны с формированием определенного типа ощущений. Если в силу той или иной причины какая-либо зона оказывается разрушенной, то человек может потерять способность воспринимать определенный вид информации. Если разрушить зону зрительных ощущений, например, то человек слепнет. Таким образом, ощущения человека зависят не только от уровня развития и целостности органа чувств, в данном случае - зрения, но и от целостности проводящих путей - нервных волокон - и первичной проективной зоны коры.

Кроме первичных полей анализаторов существуют и другие первичные поля, например первичные двигательные поля, связанные с мышцами тела и отвечающие за определенные движения. Первичные поля вообще занимают относительно небольшую площадь коры головного мозга - не более одной третьей ее части. Значительно большую площадь занимают вторичные поля, которые чаще всего называют ассоциативными, или интегративными.

Эти вторичные поля представляют собой "интеллектуальную надстройку" над первичными полями. Их функции заключаются в синтезе или интегрировании отдельных элементов информации в целостную картину. Так, элементарные ощущения в сенсорных интегративных полях (или перцептивных полях) складываются в целостное восприятие, а отдельные движения, благодаря двигательным интегративным полям, формируются в целостный двигательный акт.

Среди интегративных полей имеются такие, что присутствуют только у человека: центр слухового восприятия речи (центр Вернике) и двигательный центр речи (центр Брока). Наличие этих дифференцированных центров свидетельствует об особой роли речи для регуляции психики и поведения человека.

Работа других центров тоже теснейшим образом связана с работой сознания. Например лобные доли префронтальной и премоторной зон определяют работу воли, целеполагания. Отсечение этих долей (лоботомия) не приводит к каким-то сразу заметным дефектам поведения, человек продолжает жить как бы по привычке, но образование новых целей у него сильно затруднено.

Полушария во многом дублируют работу друг друга. Но существует и явление так называемой функциональной асимметрии: симметричные центры коры выполняют разную деятельность. Например, левое полушарие в своей работе выступает как ведущее в осуществлении речевых и других связанных с речью функций: чтения, письма, счета, логической памяти, словесно-логического, или абстрактного, мышления, произвольной речевой регуляции других психических процессов и состояний. Правое же полушарие, в симметричных центрах, выполняет не связанные с речью функции, и соответствующие процессы обычно протекают на чувственном уровне.

В психическом процессе восприятия внешнего мира задействованы оба полушария. Но левое и правое полушария выполняют различные функции при восприятии и формировании образа отображаемого предмета. Для правого полушария характерна высокая скорость работы по опознанию, его точность и четкость. Оно оперирует большими образами, и для него важнее интегрально-синтетические, целостно-образные алгоритмы обработки информации. Правое полушарие отвечает за целостное восприятие объекта или выполняет функцию глобальной интеграции образа.

Левое полушарие в большей степени использует аналитические, последовательные алгоритмы обработки информации. Оно занимается последовательным перебором элементов образа. Ему легче удается выявить структуру наблюдаемого объекта, причинно-следственные связи явлений.

Интересно, что окончательная специализация полушарий происходит в процессе жизнедеятельности человека, его индивидуального развития. Например, имеет значение то, какому виду письма обучается ребенок: буквенному или иероглифическому. Максимальная специализация отмечается при достижении человеком периода зрелости, к старости специализация вновь утрачивается.

В эволюционном плане некоторые отделы головного мозга старые, некоторые новые. Но все отделы вносят свою лепту в психическую деятельность. Так, например, ретикулярная формация оказывает заметное влияние на электрическую активность головного мозга, на функциональное состояние коры головного мозга, подкорковых центров, мозжечка и спинного мозга. Она же имеет непосредственное отношение к регуляции основных жизненных процессов: кровообращению и дыханию. Любое психическое состояние человека определяется особенностью работы этой ретикулярной формации. Она носит регулирующую роль, определяя какие отделы мозга должны отдыхать, а какие - активно работать.

Физиологические основы психики человека

Строение, функционирование и свойства центральной нервной системы.

Проблема возникновения сознания рассматривается с различных позиций. С одной точки зрения сознание человека имеет божественное происхождение. С другой точки зрения возникновение сознания у человека рассматривается как закономерный этап эволюции животного мира.

В этом разделе мы познакомимся со строением и особенностями функционирования нервной системы человека. Сразу оговоримся, что наше знакомство не будет носить характер глубокого изучения, поскольку более подробно функциональное строение нервной системы изучается в рамках других дисциплин, в частности анатомии нервной системы, физиологии высшей нервной деятельности и психофизиологии.

Нервная система человека состоит из двух разделов: центрального и перифе­рического. Центральная нервная система (ЦНС) состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг состоит, в свою очередь, из переднего, среднего и заднего мозга. В этих основных отделах центральной нервной системы также выделяются важнейшие структуры, имеющие непосредственное отношение к функциониро­ванию психики человека: таламус, гипоталамус, мост, мозжечок, продолговатый мозг (рис. 4.3).

Рис. 4.3. Основные отделы центральной нервной системы человека

Практически все отделы и структуры центральной и периферической нервной системы задействованы в по­лучении и переработке информации, однако особое значение для психики человека имеет кора головного мозга, которая совместно с подкорковыми структурами, входящими в передний мозг, определяет особенности функ­ционирования сознания и мышления человека.

Центральная нервная система связана со всеми органами и тканями человеческого организма. Эту связь обес­печивают нервы, которые выходят из головного и спинного мозга. У человека все нервы подразделяются на две функциональные группы. К первой группе относятся нервы, которые проодят сигналы из внешнего мира и структур организма. Нервы, входящие в эту группу, называются афферентными. Нервы, которые проводят сигналы из ЦНС к периферии (органы, мышечные ткани и т. д.), входят в дру­гую группу и называются эфферентными.

Сама центральная нервная система представляет собой скопление нервных клеток - нейронов . Эти нервные клетки состоят из нейрона и древовидных отростков, называемых депдритами. Один из таких отростков удлинен и соединяет нейрон с телами или отростками других нейронов. Та­кой отросток получил название аксон. Часть аксонов покрыта специальной оболочкой - миелиновой оболочкой, которая обеспечивает более быстрое проведение импульса по нерву. Места соединений од­ного нейрона с другим называют синапсами.

Большинство нейронов являются специфическими, т. е. выполняют определен­ные функции. Например, нейроны, обеспечивающие проведение импульсов от пе­риферии к ЦНС, называются «сенсорными нейронами». В свою очередь, нейроны, отвечающие за передачу импульсов от ЦНС к мышцам, называются «двигатель­ными нейронами». Нейроны, отвечающие за обеспечение связи одних участков ЦНС с другими, называются «нейронами локальной сети».

На периферии аксоны соединяют­ся с миниатюрными органическими устройствами, предназначенными для восприятия различных видов анер­гии (механической, электромагнит­ной, химической и др.) и преобра­зования се в энергию нервного им­пульса. Эти органические устройства называются рецепторами. Они расположены по всему организму человека. Особенно много рецепторов в ор­ганах чувств, специально предназна­ченных для восприятия информации об окружающем мире.

Исследуя проблему восприятия, хранения и переработки информации, И. П. Павлов ввел понятие анализатора. Данное понятие обознача­ет относительно автономную органическую структуру, обеспечивающую переработку специфической сенсор­ной информации и прохождение ее на всех уровнях, включая ЦНС. Следовательно, каждый анализатор состоит из трех структурных элементов: рецепторов, нервных волокон и соответствующих отделов ЦНС (рис. 4.5).

Как мы уже говорили, существуют несколько групп рецепторов. Это подразделение па группы вызнано способностью рецепторов воспринимать и перерабаты­вать только один вид воздействий, поэтому рецепторы делятся на зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кожные и др. Информация, полученная с по­мощью рецепторов, передается далее в соответствующий отдел ЦНС, включая кору головного мозга. При этом следует отметить, что информация от одинако­вых рецепторов поступает только в определенную область коры головного мозга. Зрительный анализатор замыкается на один участок коры, слуховой - на другой и т. д.

Следует подчеркнуть, что вся кора головного мозга может быть разделена на отдельные функциональные зоны. При этом можно выделить не только зоны ана­лизаторов, но и двигательные, речевые и др. Так, в соответствии с классификаци­ей К. Бродмана кору головного мозга можно разделить на 11 областей и 52 поля.

Рассмотрим более подробно строение коры головного мозга (рис. 4.6, рис. 4.7, рис. 4.8). Она представляет собой верхний слой переднего мозга, образованный в основном вертикально ориентированными нейронами, их отростками - дендритами и пучками аксонов, идущими вниз, к соответствующим отделам мозга, а так­же аксонов, передающих информацию от нижележащих мозговых структур. Кору головного мозга подразделяют на области: височная, лобная, теменная, затылочная, а сами области делятся на еще более мелкие участки - поля. При этом следует отметить, что поскольку в головном мозге выделяют левое и правое полушария,

то и области коры головного мозга со­ответственно будут подразделяться на левые и правые.

По времени возникновения отделов коры головного мозга в процессе филогенеза человека кору головного мозга подразделяют на древнюю, старую и новую. Древняя кора имеет только один слой клеток, которые не полно­стью отделены от подкорковых струк­тур. Площадь древней коры равна при­мерно 0,6 % площади всей коры головного мозга.

Старая кора также состоит из одно­го слоя клеток, но она полностью отде­лена от подкорковых структур. Ее пло­щадь равна примерно 2,6% площади всей коры. Большую же часть коры за­нимает новая кора. Она обладает наи­более сложной, многослойной и разви­той структурой.

Информация, полученная рецепто­рами, передается по нервным волок­нам в скопление специфических ядер таламуса, и через них афферентный импульс попадает в первичные проек­ционные зоны коры головного мозга. Эти зоны представляют собой конеч­ные корковые структуры анализатора. Например, проективная зона зритель­ного анализатора располагается в заты­лочных отделах больших полушарий, а проективная зона слуховых анализа­торов - в верхних участках височных долей.

Первичные проективные зоны анализаторов иногда называют сенсорными зонами, потому что они связаны с формированием определенного типа ощущений. Если разрушить какую-либо зону, то человек может потерять способность воспринимать определен­ный вид информации. Например, если разрушить зону зрительных ощущений, то человек слепнет. Таким образом, ощущения человека зависят не только от уровня развития и целостности органа чувств, в данном случае - зрения, но и от целостности проводящих путей - нервных волокон - и первичной проектив­ной зоны коры головного мозга.

Следует отметить, что помимо первичных полей анализаторов (сенсорные поля) существуют и другие первичные поля, например первичные двигательные поля, связанные с мышцами тела и отвечающие за определенные движения (рис. 4.9). Необходимо также обратить внимание на то, что первичные поля зани­мают относительно небольшую площадь коры головного мозга - не более одной третьей части. Гораздо большую площадь занимают вторичные поля, которые чаще всего называют ассоциативными, или интегративными.

Вторичные поля коры представляют собой как бы «надстройку» над первич­ными полями. Их функции заключаются в синтезе или интегрировании отдель­ных элементов информации в целостную картину. Так, элементарные ощущения в сенсорных интегративных полях (или перцептивных полях) складываются в це­лостное восприятие, а отдельные движения, благодаря двигательным интегративным полям, формируются в целостный двигательный акт.

Рис. 4.9. Схема первичных двигательных полей коры головного мозга

Вторичные поля играют исключительно важную роль в обеспечении функционирования как психики человека, так и самого организма. Если на эти поля воз­действовать электрическим током, например на вторичные поля зрительного ана­лизатора, то у человека можно вызвать целостные зрительные образы, а их разрушение приводит к распаду зрительного восприятия предметов, хотя отдельные ощущения и остаются.

Среди интегративных полей коры головного мозга человека необходимо выде­лить дифференцированные только у человека центры речи: центр слухового восприятия речи (так называемый центр Вернике) и двигательный центр речи (так называемый центр Брока). Наличие этих дифференцированных центров свиде­тельствует об особой роли речи для регуляции психики и поведения человека. Однако существуют и другие центры. Например, сознание, мышление, формирование поведения, волевой контроль связаны с деятельностью лобных долей, так называемых префронтальной и премоторной зон.

Представительство речевой функции у человека асимметрично. Она локализована в левом полушарии. Подобное явление получило название функциональной асимметрии. Асимметрия характерна не только для речи, но и для других пси­хических функций. Сегодня известно, что левое полушарие в своей работе выступает как ведущее в осуществлении речевых и других связанных с речью функций: чтения, письма, счета, логической памяти, словесно-логического, или абстрактно­го, мышления, произвольной речевой регуляции других психических процессов и состояний. Правое полушарие выполняет не связанные с речью функции, и соот­ветствующие процессы обычно протекают на чувственном уровне.

Левое и правое полушария выполняют различные функции при восприятии и формировании образа отображаемого предмета. Для правого полушария харак­терна высокая скорость работы по опознанию, его точность и четкость. Такой спо­соб опознания предметов можно определить как интегрально-синтетический, целостный по преимуществу, структурно-смысловой, т. е. правое полушарие отвечает за целостное восприятие объекта или выполняет функцию глобальной интеграции образа. Левое полушарие функционирует на основе аналитического подхода, заключающегося в последовательном переборе элементов образа, т. е. левое полушарие осуществляет отображение предмета, формируя отдельные части психического образа. Следует отметить, что в восприятии внешнего мира задей­ствованы оба полушария. Нарушение деятельности любого из полушарий может привести к невозможности контакта человека с окружающей действительностью.

Необходимо также подчеркнуть, что специализация полушарии происходит в процессе индивидуального развития человека. Максимальная специализация отмечается при достижении человеком периода зрелости, а затем, к старости, эта специализация вновь утрачивается.

При знакомстве со строением центральной нервной системы мы должны обязательно остановиться на рассмотрении еще одной мозговой структуры - ретикулярной формации, которая играет особую роль в регуляции многих психических процессов и свойств. Такое название - ретикулярная, или сетевидная, - она получила из-за своего строения, поскольку представляет собой совокупность разреженных, напоминающих тонкую сеть нейронных структур, анатомически расположенных в спинном, продолговатом и заднем мозге.

Ретикулярная формация оказывает заметное влияние на электрическую актив­ность головного мозга, на функциональное состояние коры головного мозга, под­корковых центров, мозжечка и спинного мозга. Она же имеет непосредственное отношение к регуляции основных жизненных процессов: кровообращению и ды­ханию.

Очень часто ретикулярную формацию называют источником активности организма, поскольку формируемые данной структурой нервные импульсы определя­ют работоспособность организма, состояние сна или бодрствования. Необходимо также отметить регулирующую функцию данного образования, поскольку фор­мируемые ретикулярной формацией нервные импульсы отличаются по своей ам­плитуде и частоте, что приводит к периодической смене функционального состо­яния коры головного мозга, которая, в свою очередь, определяет доминирующее функциональное состояние всего организма. Поэтому состояние бодрствования сменяется состоянием сна и наоборот (рис. 4.10).

Нарушение деятельности ретикулярной формации вызывает нарушение био­ритмов организма. Так, раздражение восходящей части ретикулярной формации оказывает характерную для состояния бодрствования организма реакцию изме­нения электрического сигнала. Постоянное раздражение восходящей части ретикулярной формации приводит к тому, что у человека нарушается сон, он не может уснуть, организм проявляет повышенную активность. Подобное явление называется Ресинхронизацией и проявляется в исчезновении медленных колебаний элек­трической активности мозга. В свою очередь, преобладание волн низкой частоты и большой амплитуды вызывает длительный сон.

Существует также мнение, что деятельность ретикулярной формации определяет характер реагирования на воздействия объектов и явлений внешнего мира. Принято выделять специфическую и неспецифическую реакции организма.

В упрощенном виде специфическая реакция, - это обычная реакция организма на привыч­ный, или стандартный, раздражитель. Суть специфической реакции заключается в формировании стандартных адаптивных форм реагирования на знакомый внешний раздражитель. Не­специфическая реакция - это реакция организма на необычный внешний раздражитель. Необычность может заключаться как в превышении силы обычного раздражителя, так и в характере воздействия нового неизвестного раздражителя. При этом ответная реакция организма носит ориентировочный характер. Благодаря наличию такого типа реакций орга­низм имеет возможность впоследствии сформировать адекватную адаптивную ре­акцию на новый раздражитель, что сохраняет целостность организма и обеспечивает его дальнейшее нормальное функционирование.

Таким образом, мы можем констатировать, что нервная система человека вы­полняет функции системы, регулирующей деятельность всего организма. Благо­даря нервной системе человек в состоянии получать информацию о внешней сре­де, анализировать ее и формировать адекватное ситуации поведение, т. е. успешно адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

Психика представляет собой функцию высокоорганизованной материи и заключается в способности особым образом отражать окружающую действительность. Носителем психики является мозг, она – результат сложной работы мозга. Из сказанного следует, что материальное первично – оно порождает психическое, а психическое вторично. Оно возникает и существует только при определенных материальных условиях.

Психика может целесообразно управлять нашими действиями только в том случае, если она правильно отражает свойства и законы действительности. В тех случаях, когда нарушается способность правильно отражать действительность, человек утрачивает способность совершать адекватные действия, разрушается контакт между психикой и действительностью, что приводит к невозможности для него нормально существовать. Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно сопряжено с поиском, выбором, является необходимой стороной деятельности человека и совершается в процессе активной его деятельности. Содержанием психики являются образы окружающей нас действительности. Но эти образы возникают у каждого человека своеобразно, в зависимости от его прошлого опыта, интересов, взглядов, чувств и т.д. Отражение преломляется через призму индивидуальности человека и всегда субъективно. В процессе жизни отражение не стоит на месте, всегда углубляется и совершенствуется.

Важной особенностью психического отражения является и то, что оно носит опережающий характер («опережающее отражение» - П.К. Анохин, «антиципирующая реакция» – Н.А. Бернштейн) .

Опережающий характер психического отражения – результат накопления и закрепления опыта, обеспечивающего модель будущей реакции. Итак, психическое отражение – это сложный многоактный процесс, обеспечивающий целесообразность поведения и деятельность человека. Соответственно психическая деятельность заключается в отражении объективных свойств реальности, регулирующем поведение и деятельность.



Из этого определения вытекают сразу две стороны деятельности психики. Одна – отражение действительности. Это – сторона внутренняя, невидимая.

Вторая сторона – регуляторная. Она проявляется во внешних действиях, которые совершает человек, и реакциях на окружающий мир, которые возникают в его организме. Эту сторону можно видеть, наблюдать, измерить. Это разнообразные акты поведения человека.

Психика - свойство мозга. Психическая деятельность осуществляется посредством множества специальных физиологических механизмов. Одни из них обеспечивают восприятие воздействий, другие - преобразование их в сигналы, третьи – планирование и регулирование поведения и т.п. Вся эта сложная работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде.

Взаимодействие разных частей организма между собой и установление взаимосвязи с окружающей средой осуществляется нервной системой. Каждая нервная клетка (нейрон) состоит из тела клетки с ядром, множества коротких разветвляющихся отростков – дендритов, и одного длинного – аксона (рис. 1).

Рис. 1. Нервная клетка (нейрон) – основной элемент нервной системы

Соединения отростков различных клеток, называемые синапсами, обеспечивают проведение (или блокировку, задержку) импульсов от одной клетки к другой.

Нервная система функционирует как единое целое. Тем не менее конкретные функции приурочены к деятельности определенных ее областей. Так, управление простейшими двигательными реакциями осуществляется спинным мозгом, координация более сложных движений (ходьба, бег) – стволовой частью мозга и мозжечком.

Важнейший орган психической деятельности – кора головного мозга, обеспечивающая сложную психическую деятельность человека. В его психической жизни особая роль принадлежит лобным долям. Многочисленные клинические данные показывают, что поражение лобных долей мозга, наряду со снижением умственных способностей, влечет за собой ряд нарушений в личностной сфере человека.

Вся поверхность полушарий может быть разделена на несколько больших областей, имеющих неодинаковое функциональное значение. Так, анализ и синтез зрительных раздражений происходит в затылочной области коры, слуховых – в височной, осязательных – в теменной и пр. В пределах каждой области, в свою очередь, могут быть выделены участки с различным микроскопическим строением, получившие название полей коры, по-разному участвующих в процессах анализа и синтеза, осуществляемых в той или иной области. На рисунке 2 представлена карта полей по Бродману с принятой нумерацией.

Рис.2. Наружная поверхность коры головного мозга (по Бродману).

Цифрами обозначены цитоархитектонические поля коры больших полушарий головного мозга

Изучение мозга как органа психики велось в двух основных направлениях, в плане изучения механизмов регулирования отношений организма и среды и в направлении раскрытия морфологии и функций отдельных микроструктур мозга. Существенную роль в раскрытии механизмов взаимодействия организма и среды сыграло понятие рефлекс. Развитие этого понятия и распространение его механизма на все психические процессы было осуществлено И.М. Сеченовым. «Все акты сознательной и бессознательной жизни – по способу происхождения суть рефлексы» .

В рефлекторном акте Сеченов выделял три звена. В первом раздражение чувствующего «снаряда» превращается в нервное возбуждение. Во втором, среднем звене на основе процессов возбуждения и торможения происходит своеобразная переработка информации и принятие решения. Третье – исполнительное, т.е. передача команд в исполнительные органы (мышцы, железы и т.д.). Основные его идеи нашли свое дальнейшее развитие в исследовании И.П. Павлова. Он уделил особое внимание тем рефлексам, механизмы которых формируются прижизненно, назвав их условными.

Методом условных рефлексов были выявлены многие закономерности овладения действиями и определенными формами поведения у животных, а затем и у людей. Сложная, нейрофизиологическая система, обеспечивающая восприятие и анализ раздражений, действующих на человека, Павловым была названа анализатором, и включала в себя рецептор, нервные пути, связывающие рецептор с мозгом и определенные отделы мозга, перерабатывающие нервные импульсы.

Такая модель получила название рефлекторной дуги (рис. 3).

Рис. 3. Схема условного рефлекса (по Асратяну):

Z’ - корковый пункт мигательного рефлекса; R" – корковый пункт пищевого Z - подкорковый центр мигательного рефлекса; Р – подкорковый центр пищевого рефлекса; 1 - прямая условная связь; 2 – обратная связь.

Однако механизм рефлекторной дуги не объяснял активной, регулирующей и преобразующей роли психики человека и в этом заключался существенный недостаток в понимании механизма психической деятельности.

Результаты дальнейших исследований проблемы связи психики и мозга, касающиеся роли психических процессов совместно с физиологическими в управлеии поведением и построении общей модели регуляции поведения позволили по-новому подойти к исследуемому вопросу. Видное место среди исследования этих проблем занимает изучение физиологических основ таких важных особенностей поведения, как активность, системность, саморегуляция, прогнозирование действий.

Известный отечественный физиолог П.К. Анохин, производя всевозможные операции с перекрестом нервов, обнаружил, что для восстановления нарушенных операций функций требуется выполнение разнообразных движений, из которых закрепляются те, которые осуществляют утраченную после операции функцию. В итоге было установлено, что каждое из последних посылает обратные афферентные импульсы, сигнализирующие о результатах произведенного действия.

Таким образом, обратная связь явилась важнейшим принципом управления и регулирования во всех сложных системах. Сущность его заключается в поступлении управляющий орган информации о результатах действий, с учетом которой формируются последующие команды исполнительным органом. Введение принципа обратной связи позволило по-новому понять механизм горной деятельности. Установлено, что ответной реакцией не заканчивается рефлекторный акт, а всегда включает четвертый элемент – сигнал о результатах действия. Это позволило говорить, что основным механизмом психики является не рефлекторная дуга, а рефлекторное «кольцо».

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Строение нервной системы человека.

Нервная система (н.с.) человека состоит из двух разделов: центрального и периферического. ЦНС состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг состоит из переднего, среднего, заднего мозга. В этих отделах так же выделяются структуры, имеющие отношения к функционированию психики человека: таламус, гипоталамус, мост, мозжечок, продолговатый мозг. Все отделы центральной и периферической н.с задействованы в получении и переработке информации, но особое значение для психики человека имеет головной мозг, который определяет особенности функционирования сознания и мышления. ЦНС связана со всеми органами и тканями человеческого организма. Эту связь обеспечивают нервы, которые проводят сигналы из ЦНС к периферии. ЦНС представляет собой скопление нервных клеток - нейронов и древовидных отростков, называющихся дендритами; один из отростков удлинен и соединяет нейрон с телами др. нейронов, такой отросток называется аксон. Место соединения одного нейрона с другим называется синапсом. Аксоны соединяются через нервные каналы с устройствами восприятия энергии – рецепторами. Их много в органах чувств, чтобы воспринимать информацию об окружающем мире. Понятие анализатора.

Исследуя проблему восприятия, хранения и переработки информации, Павлов ввел понятие анализатора. Обозначает относительно автономную органичную структуру, обеспечивающую

переработку специфической сенсорной информации и прохождение ее на всех уровнях, включая

ЦНС. Каждый анализатор состоит из рецепторов, нервных волокон и отделов ЦНС. Информация,

полученная с помощью рецепторов, передается в отдел ЦНС, включая кору головного мозга. Первичные проективные зоны анализатора называют сенсорными зонами, т.к. они связаны с формированием определенного типа ощущений. Существуют вторичные поля, которые играют роль в обеспечении функционирования психики человека и организма в целом.

Теория условно-рефлекторного научения И.П.Павлова.

Взаимосвязью работы мозга и организма человека с психическими явлениями, поведением занимался Сеченов. Позднее его идеи развил Павлов, открывший явление условно-рефлекторного научения. По мнению Павлова, поведение складывается из сложных рефлексов, образованных в процессе научения. Условный рефлекс - это простое физическое явление. Хотя после открытия условно- рефлекторного научения были описаны иные пути приобретения живыми существами навыков. Идея условных рефлексов сохранилась и получила дальнейшее развитие в работах Соколова, Измайлова. Они предложили понятие рефлексной дуги, состоящей из 3 систем нейронов: афферентной, эффекторной (ответственной за органы движения) и модулирующей (управляющей связями между афферентной и эффекторной системами).

Учение Н.А.Бернштейна об участии психики в регуляции движения.

Бернштейн считает, что простейшее преобразование движение не может быть выполнено без участия психики. Формирование любого двигательного акта есть активная психомоторная реакция. При этом движение осуществляется под воздействием сознания, которое осуществляет определенную сенсорную коррекцию нервной системы, обеспечивающей выполнение новых движений. Когда движение освоено и доведено до автоматизма, процесс управления выходит из поля сознания.

Модельно-функциональные системы по П.К.Анохину.

Анохин предложил свою концепцию регуляции поведенческого акта. Эта концепция

получила название модель функциональной системы. Человек не может существовать

изолированно от окружающего мира. Воздействие внешних факторов названо обстановочной

афферентацией. Одни воздействия для человека несущественны или не осознаваемы, но другие

вызывают ответную реакцию. Эта реакция носит характер ориентировочной реакции. Все

воздействующие на человека объекты воспринимаются человеком в виде образа. В ЦНС итог

действий представлен в виде новой модели, называемой акцептор результата действия - это цель, на которую направлено действие. При наличии акцептора действия, сформулированного сознанием человека, начинается исполнение действия; информация проходит через эмоциональную сферу вызывая эмоции, влияющие на характер установки. Но теория говорит о том, что психические явления и физические процессы играют роль в регуляции поведения.

Теория системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия. Лурия предложил выделить анатомически автономные блоки головного мозга, обеспечивающиефункционирование психических явлений. Первичный блок предназначен для поддержания определенного уровня активности, включает ретикулярную формацию ствола головного мозга, отделы среднего мозга, структуры лимбической системы, лобные и височные доли. Второй блок связан с познавательными психическими процессами и предназначен для процессов получения, переработки и хранения информации. Блок состоит из участков коры головного мозга, в задних и височных отделах полушария. Третий блок обеспечивает функции мышления, поведенческой регуляции и контроля. Структуры находятся в передних отделах коры головного мозга.

  • 1. Абдурахманов Р. А. Введение в общую психологию и психотерапию. М., 2002.
  • 2. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992.
  • 3. Ждан А. История психологии. От античности до наших дней. М., 1990.
  • 4. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Яро-шевского. Ростов н/Д, 1998.
  • 5. Петровский А. В. Введение в психологию. М., 1995.
  • 6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.
  • 7. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ

Понятие психики и ее физиологические основы

В XIX веке опыты Э. Ф. Пфлюгера и других физиологов открывали особую причинность - психическую. Обезглавив лягушку, Пфлюгер помещал ее в различные условия. Оказалось, что ее рефлексы вовсе не сводились к автоматической реакции на раздражение. Они изменялись соответственно внешней обстановке. На столе она ползала, в воде плавала и т. д. Пфлюгер сделал вывод о том, что даже у обезглавленной лягушки нет «чистых» рефлексов. Причиной ее приспособительных действий служит не сама по себе «связь нервов», а сенсорная функция. Именно она позволяет различать условия среды и соответственно им изменять поведение.

В отличие от других явлений окружающего мира психика не обладает физико-химическими характеристиками: весом, формой, цветом, размерами, химическим составом и т. п. Поэтому ее изучение возможно только опосредованным путем. Загадочен и вопрос о том, умирает ли душа (психика) вместе со смертью тела. Другими словами: возможно ли самостоятельное существование души без тела? В науке данный вопрос остается открытым. При этом, как известно, все мировые религии дают на него утвердительный ответ и даже определяют условия, от которых зависит дальнейшая судьба и благополучие души. Например, в христианстве это соблюдение Божьих заповедей, которым человек должен неуклонно следовать при жизни. Научное доказательство данного утверждения имеет огромное мировоззренческое значение, так как может произвести настоящий переворот в сознании и образе жизни людей.

В содержательном плане психика представляет собой своеобразный образ (модель мира), воссоздающий в субъективной форме его объективные свойства и закономерности. Примером такой модели является любой субъективный образ предмета, в котором зафиксированы его специфические свойства: твердость, химический состав, форма, вес, температура и другие, но в нем данные свойства обретают иную форму существования. Эта информационная модель действительности используется не только человеком, но и высшими животными для регуляции своей жизнедеятельности.

Психика - общее понятие, объединяющее субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Сущность методологического подхода определяет и понимание природы психики:

  • идеалистическое - духовное начало (бог, дух, идея) существует вечно, независимо от материи и первично по отношению к ней;
  • материалистическое - материя первична, а психика - ее порождение, вторична. Согласно этому подходу дается следующее определение психики.

Психика - свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении объективного мира.

Основными функциями психики являются отражение воздействий окружающего мира, регуляция поведения и деятельности, осознание человеком своего места в окружающем мире.

Психология как наука, опирающаяся на факты и научные эксперименты, под психикой понимает совокупность всех психических явлений: ощущения, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи.

Ее физиологической основой является высшая нервная деятельность, процессы, протекающие в головном мозгу. В основе работы мозга лежит рефлекторный механизм. Еще И. М. Сеченов писал, что все психические явления по существу рефлекторные. Тем самым он подчеркивал специфику их физиологического механизма. По представлениям отечественных ученых (И. П. Павлова, П. К. Анохина, Н. А. Бернштейна и других), любой рефлекс - это цепь, состоящая из четырех звеньев.

Первое звено - внешнее или внутреннее раздражение, перерабатываемое органами чувств в нервный процесс, несущий в мозг тот или иной сигнал (информацию). Второе - центральные мозговые процессы возбуждения и торможения и возникающие на основе их взаимодействия психические процессы (ощущение, восприятие, представление, мышление, эмоции), завершающиеся передачей «команд» к исполнительным органам. Третье звено - реакция органов движения или внутренних органов на «команду», исходящую из мозга. Четвертое звено - обратная связь, или обратная информация. Это сигналы от исполнительных органов в кору больших полушарий головного мозга, информирующие о ходе и результате исполнения действия. Если результат достигнут, действие прекращается, если нет, оно может продолжаться с соответствующими поправками или может быть заменено другим действием.

Таким образом, рефлекс - это «кольцевой» механизм получения мозгом информации, ее переработки, «приказа» к действию, его исполнения и получения моментальной обратной информации о результатах. Например, баскетболист, получив под щитом противника мяч, бросает его в корзину. Но мяч попадает в кольцо и отскакивает от него. Зрительное восприятие игроком отскочившего мяча служит сигналом, на который следует новая «команда»: либо добить мяч в корзину, либо поймать его и вторично бросить.

Существует два вида рефлексов - безусловные (врожденные) и условные (приобретенные в течение жизни). Они присущи и животным, и человеку. Вызывают их непосредственные воздействия различных раздражителей на органы чувств. Они были названы И. П. Павловым первыми сигналами действительности, а совокупность всех корковых зон, куда передаются сигналы от органов чувств, - первой сигнальной системой действительности. У человека под влиянием общественно-трудовой деятельности и общения в коре головного мозга возникла и развилась еще словесная - вторая сигнальная система, как назвал ее И. П. Павлов. Поэтому рефлекторная работа мозга значительно усложнилась и стала намного более совершенной. Центральное мозговое звено рефлекторного механизма, лежащее в его основе, функционирует при получении не только непосредственных сигналов, но и словесных, то есть при взаимодействии первой и второй сигнальных систем действительности. С возникновением и развитием второй сигнальной системы развилось и человеческое мышление.

Результат приспособления организма к повторяющимся однообразным воздействиям внешней среды вырабатывается в динамический стереотип.

Различные привычки в поведении ребенка и взрослого с физиологической точки зрения являются динамическим стереотипом, который обеспечивает устойчивость поведения человека в повторяющихся условиях. Переделка динамических стереотипов, лежащих в основе отрицательных привычек поведения, требует большого труда и настойчивости воспитателя.