Меню
Бесплатно
Главная  /  Разное  /  Биологические олимпиады. Инструкция по выполнению работы. Инстинкт- это совокупность

Биологические олимпиады. Инструкция по выполнению работы. Инстинкт- это совокупность

Задания части I. Задание включает 60 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

1. В зародыше семени у высших семенных растений могут присутствовать:

а) две семядоли;
б) одна или две семядоли;
в) одна, две или больше семядолей;
г) одна семядоля.

2. Среди листопадных растений красной осенней окраски не имеют листья:

а) березы повислой;
б) рябины обыкновенной;
в) клена платановидного;
г) вяза шершавого.

3. Среди тканевых элементов высших растений наибольшую длину имеют:

а) клетки-волокна склеренхимы;
б) клетки-членики сосудов (ксилемы);
в) клетки столбчатого мезофилла;
г) клетки аэренхимы.

4. Ткань, представленная на рисунке поперечного среза, носит название:

а) эпидермис;
б) мезофилл;
в) аэренхима;
г) пробка.

5. В процессе селекции сорта современного картофеля по сравнению с дикорастущими предками не:

а) увеличили размер клубней;
б) лишились способности накапливать алкалоиды в листьях;
в) повысили устойчивость к фитофторе;
г) утратили опушение листьев.

6. Различные типы плодов могут иметь растения, принадлежащие к семейству:

а) злаки;
б) бобовые;
в) сложноцветные;
г) розоцветные.

7. К растениям, вероятно, исчезнувшим на территории Самарской области, принадлежит:

а) башмачок крупноцветковый;
б) пион тонколистный;
в) тюльпан дубравный;
г) горечавка перекрестнолистная.

8. Необходимость микоризы для развития растений, высокая специализация цветка по отношению к насекомым-опылителям, исключительно мелкие размеры семян – все эти признаки относятся к представителям семейства:

а) лилейные;
б) пасленовые;
в) орхидные;
г) бромелиевые.

9. Представленная на схеме часть жизненного цикла сосны происходит:

а) в начале лета;
б) весной;
в) в середине лета;
г) осенью.

10. Изображенный на рисунке древний лес из гигантских древовидных споровых растений представляет реконструкцию растительного сообщества:

а) девона;
б) карбона;
в) перми;
г) триаса.

11. Коричневая или оливковая окраска бурых водорослей объясняется:

а) отсутствием хлорофиллов;
б) наличием водорослевых пигментов фикобилинов;
в) обилием желтых и оранжевых пигментов, дополнительных по отношению к хлорофиллу;
г) мощным развитием покровных тканей.

12. Среди представителей высших грибов преобладание в жизненном цикле стадии двуядерного мицелия (дикариона) характерно для класса:

а) аскомицеты;
б) базидиомицеты;
в) дейтеромицеты;
г) зигомицеты.

13. Каких птиц не существует в природе:

а) птица-секретарь;
б) птица-мышь;
в) птица-носорог;
г) птица-бегемот.

14. Златоглазка относится к отряду:

а) сетчатокрылых;
б) вислокрылых;
в) веерокрылых;
г) равнокрылых;

15. Гиеновидная собака относится к семейству:

а) куньих;
б) волчьих;
в) медвежьих;
г) енотовых.

16. Какая рыба не встречается в природе:

а) рыба-клоун;
б) рыба-мичман;
в) рыба-тряпка;
г) рыба-рулевой.

17. Рептилии эволюционно произошли от:

а) кистеперых рыб;
б) бесчерепных;
в) амфибий;
г) двоякодышащих рыб.

18. Какое приспособление является адаптацией птиц к полету:

а) двойное дыхание;
б) двойная аккомодация зрения;
в) двойной прыжок;
г) раздвоенный хвост.

19. Что не является основным принципом классификации насекомых на отряды:

а) строение крыльев;
б) строение ротового аппарата;
в) строение конечностей;
г) тип развития.

20. Араморфозом млекопитающих является:

а) различное строение хвоста;
б) различное строение ушей;
в) различное строение зубов;
г) различное строение конечностей.

21. Среди простейших не имеет специальных органоидов для передвижения:

а) эвглена;
б) амеба;
в) инфузория;
г) трипаносома.

22. Семейство цаплевые относятся к отряду:

а) трубконосые;
б) веслоногие;
в) голенастые;
г) фламингообразные.

23. Какого отряда амфибий не существует:

а) бесхвостые;
б) бескрылые;
в) безногие;
г) хвостатые.

24. К насекомым с полным превращением не относятся:

а) чешуекрылые;
б) жесткокрылые;
в) прямокрылые;
г) двукрылые.

25. Фильтрация первичной мочи происходит в:

а) почечной лоханке;
б) в дистальном отделе извитых канальцев;
в) в петле Генле;
г) в капсуле Шумлянского-Боумена.

26. Кислород в скелетных мышцах запасается белком:

а) гемоглобином;
б) миоглобином;
в) кальмодулином;
г) альбумином.

27. К инкапсулированным нервным рецепторам относятся:

а) тельца Фатер-Пачини;
б) тельца Мейснера;
в) болевые рецепторы;
г) нервно-мышечные веретена.

28. Слизь в желудке выделяется одноклеточными железами:

а) главными клетками;
б) добавочными клетками;
в) обкладочными клетками;
г) бокаловидными клетками.

29. В коре головного мозга у человека не бывает доли:

а) зрительной;
б) лобной;
в) теменной;
г) височной.

30. К подвижным соединениям костей относятся:

а) синхондрозы;
б) синостозы;
в) диартрозы;
г) синдесмозы.

31. Нервная система в процессе онтогенеза образуется из:

а) зародышевой эктодермы;
б) зародышевой энтодермы;
в) внезародышевой эктодермы;
г) мезодермы.

32. Чтобы выработать условный рефлекс «свет – слюна», необходимо:

а) действовать светом и пищей одновременно;
б) сначала давать пищу, потом включать лампочку;
в) дать часть пищу, включить лампочку и дать оставшуюся пищу;
г) сначала включить лампочку, потом дать пищу.

33. Антитела образуют клетки иммунной системы:

а) В-лимфоциты;
б) плазмоциты;
в) Т-лимфоциты;
г) нейтрофилы.

34. Подкожный жир у человека выполняет функцию:

а) усиление плавучести;
б) улучшение осанки;
в) сохранение тепла;
г) увеличение массы тела.

35. Фоторецепторами у человека являются:

а) колбочки и палочки;
б) палочки и кувшинчики;
в) кувшинчики и колбочки;
г) колбочки и стрелочки.

36. Из мышечных волокон состоят мышцы:

а) гладкие;
б) сердечные;
в) скелетные;
г) в кровеносных сосудах.

37. Полиаденирование мРНК необходимо для:

а) прохождения через поры кариолеммы;
б) определения кратности трансляции;
в) защиты мРНК от лизосом;
г) соединения мРНК с рибосомой.

38. Свойством генетического кода не является:

а) избыточность;
б) коллинеарность;
в) линейность;
г) тождественность.

39. Для стабилизации рибосом необходимы ионы:

а) Са2+;
б) Nа+;
в) K+;
г) Mg2+.

40. В клетках эукариот не происходит процесс:

а) уксуснокислое брожение;
б) молочнокислое брожение;
в) гликолиз;
г) β-окисление жирных кислот.

41. Примером взаимодействия неаллельных генов является:

а) плейотропия;
б) пенетрантность;
в) полимерия;
г) доминирование.

42. В эксперименте мышам ввели меченый (по 3Н) тимидин. В каких клеточных структурах будет обнаружено излучение:

а) в рибосомах;
б) в эухроматине;
в) в гетерохроматине;
г) в ядрышке.

43. Согласно синтетической теории эволюции, к элементарным эволюционным факторам относится:

а) наследственность;
б) изоляция;
в) дрейф генов;
г) изменчивость.

44. Организмы, адаптированные к узким пределам выносливости экологических факторов, называются:

а) стенотопные;
б) эвритопные;
в) узкоспециализированные;
г) целеэкотопные.

45. Однослойным зародышем является:

а) нейрула;
б) бластула;
в) гаструла;
г) фистула.

46. Одноклеточным организмам присущи формы раздражимости:

а) рефлексы;
б) тропизмы;
в) настии;
г) таксисы.

47. Критерием вида не является:

а) свободное скрещивание;
б) анатомическое строение;
в) эволюционное развитие;
г) гендерный состав.

48. Лимитирующими экологическим факторами называют:

а) ограничивающие организмы по пище;
б) выходящие за границы пределов выносливости:
в) короткие по времени действия;
г) границы ареалов.

49. Первичной сукцессией является:

а) заселение горнодобывающих отвалов;
б) восстановление леса после пожара;
в) зарастание пруда;
г) угнетение биогеоценоза.

50. Непосредственно не взаимодействуют органоиды:

а) ЭПР и аппарат Гольджи;
б) митохондрии и лизосомы;
в) микротрубочки и аппарат Гольджи;
г) ядрышко и рибосомы.

51. Тип строения биологической мембраны определяется:

а) выполняемыми функциями;
б) соотношением белков и липидов;
в) пространственным расположением молекул;
г) генетической информацией.

52. Основной целью Международной биологической программы «Геном человека» являлось:

а) лечение наследственных заболеваний;
б) изучение генотипа человека;
в) определение нуклеотидной последовательности ДНК человека;
г) развитие генной инженерии.

53. Синдром Марфана относится к группе мутаций:

а) генных;
б) анэуплоидии;
в) полиплоидии;
г) хромосомных.

54. Каталитическую функцию могут выполнять:

а) только белки;
б) белки и ДНК;
в) белки и липиды;
г) белки и РКН.

55. Коэнзимами не могут быть:

а) витамины;
б) нуклеотиды;
в) гормоны;
г) ионы металлов.

56. Если в панмиктической популяции частота встречаемости доминантного гена равна 0,2, какова будет частота встречаемости в этой популяции гетерозигот:

а) 0,04;
б) 0,32;
в) 0,16;
г) 0,08.

57. Какие вещества не относятся к липоидам:

а) холестерин;
б) нейтральный жир;
в) миелин;
г) прогестерон.

58. Какая из приведенных ниже экосистем считается наиболее устойчивой:

а) степь;
б) поле пшеницы;
в) березовая роща;
г) саванна.

59. Какое явление не относится к главным направлениям эволюции по А.Н. Северцеву:

а) идиоадаптация;
б) араморфоз;
в) общая дегенерация;
г) дивергенция.

60. Фактором формирования рода Homo sp. не является:

а) возникновение речи;
б) изготовление орудий труда;
в) прямохождение;
г) формирование второй сигнальной системы.

Задания части II. Задание включает 15 вопросов с одним вариантом ответа из четырех или пяти возможных, но требующих предварительного множественного выбора. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

1. На поверхности плодов у перечисленных растений обычно присутствует матовый налет, в котором находятся клетки дрожжей.

I) Виноград;
II) Земляника;
III) Слива;
IV) Томат;
V) Тыква.

а) I, II, III, IV, V;
б) I, II, III, IV;
в) I, III;
г) II, III.

2. Среди суккулентов – засухоустойчивых растений, имеющих водозапасающие ткани в различных органах, имеются листовые и стеблевые. В приведенном списке растений листовыми суккулентами не являются:

I) Алоэ;
II) Филлокактус;
III) Мамиллярия;
IV) Эхиноцереус;
V) Литопс.

а) II, III, IV;
б) I, II, IV;
в) III, IV, V;
г) I, II, III.

3. Настоящие деревья имеются среди представителей следующих семейств:

I) Розоцветные
II) Березовые
III) Пальмовые
IV) Злаки
V) Бобовые.

а) I, II, V;
б) II, III, IV;
в) I, II, V;
г) I, III, V.

4. К царству прокариот относятся:

I) стрептококки;
II) эхинококки;
III) пневмококки;
IV) стафилококки;
V) диплококки.

а) I, II, III, IV, V;
б) II, III, IV;
в) I, IV, V;
г) II, IV, V.

5. Араморфозами у млекопитающих являются:

I) теплокровность и разнообразие конечностей;
II) волосяной покров и дифференциацию зубов;
III) матка и теплокровность;
IV) вскармливание детенышей молоком;
V) подкожная жировая клетчатка.

а) II, IV, V;
б) I, III, IV;
в) II, III, IV;
г) I, IV, V.

6. К отряду перепончатокрылых относятся:

I) пчелы и термиты;
II) наездники и осы;
III) осы и стрекозы;
IV) пчелы и наездники;
V) шмели и блестянки.

а) I, IV, V;
б) II, III, IV;
в) I, III, V;
г) II, IV, V.

7. Обмен газов в альвеолах легких обеспечивается следующими факторами:

I) тонкой стенкой капилляров и вязкостью крови;
II) большой поверхностью альвеол и сильным током крови в капиллярах;
III) тонкими стенками альвеол и медленным током крови в капиллярах;
IV) тонкими стенками капилляров и большой поверхностью легких.

а) I, III;
б) III, IV;
в) II, IV;
г) I, IV.

8. Желудочный сок содержит в своем составе:

I) пепсин, трипсин, липазу и HCl;
II) пепсин, слизь, липазу, HCl;
III) пепсин, амилазу, HCl;
IV) пепсин, слизь, нуклеазу, HCl;
V) пепсин, химозин, HCl.

а) II, V;
б) II, IV;
в) II, IV, V;
г) I, III, IV.

9. Менструальный цикл контролируется гормонами:

I) гонадотропинами и эстрагенами;
II) экстрагенами;
III) экстрагенами и тироксином;
IV) экстрагенами и холецистокинином.

а) I, II, III;
б) II, IV;
в) I, III;
г) III, IV.

10. Никотин, присоединяясь к тубулинам, нарушает полимеризацию микротрубочек. Это может вызывать в организме человека следующие патологические изменения:

I) «утренний» кашель курильщиков;
II) внематочную беременность;
III) нарушение всасывания микроворсинками;
IV) мужское бесплодие;
V) иммунологические патологии.

а) I, III;
б) II, IV, V;
в) I, II, IV;
г) I, II, III, IV, V.

11. Феномен эмбриональной индукции, открытой Х. Шпеманом, подтверждается следующими опытами:

I) пересадка эпителия кишечника головастика в иннуклеированную клетку;
II) пересадка хорды под эктодерму с образованием нервной трубки;
III) пересадка зачатка хвоста в мезодерму;
IV) пересадка глазного яблока под эктодерму с образованием хрусталика.

а) I, II, III;
б) II, IV;
в) II, IV;
г) III, IV.

12. Человек как объект генетического исследования имеет ряд ограничений. Какими методами можно изучать генетику человека:

I) генеалогический и цитогенетический;
II) биохимический и онтогенетический;
III) генеалогический и эволюционный;
IV) дерматоглифика и ДНК-зонды;
V) близнецовый и популяционный.

а) I, III;
б) II, IV, V;
в) I, II, IV, V;
г) I, II, III, IV, V.

13. Синтетическая теория эволюции как современный дарвинизм является интеграцией достижений, прежде всего, генетики, дарвинизма и экологии. Какие из приведенный ниже феноменов относятся к этой теории:

I) изменчивость бывает определенная и неопределенная;
II) мутации являются элементарным эволюционным материалом;
III) изоляция – один из видов элементарный эволюционных факторов;
IV) популяция – основная единица эволюции вида;
V) естественной отбор играет творческую роль в процессе эволюции.

а) I, III, V;
б) II, III, IV;
в) I, II, IV, V;
г) I, II, III, IV, V.

14. К группе хромосомный мутаций относятся:

I) делеции;
II) анэуплоидия;
III) транслокации;
IV) добавление в триплет аденина;
V) инверсии.

а) I, III, V;
б) I, II, V;
в) I, III, V;
г) I, II, III, IV, V.

15. Агроценозы по сравнению с естественными биогеоценозами характеризуются:

I) неполноценными цепями питания;
II) разветвленными сетями питания;
III) нарушением круговорота веществ и энергии;
IV) обедненным видовым составом;
V) большей продуктивностью.

а) I, III, IV;
б) II, IV, V;
в) I, II, V;
г) II, III, IV, V.

Задания части III. Задание на определение правильности суждений

Задания части IV. Участникам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия.

1. Установите, к каким выделенным Н.И. Вавиловым центрам происхождения относятся следующие группы возделываемых человеком растений:

1) Рис, сахарный тростник, огурец, манго;
2) Ячмень, пшеница, виноград, инжир, дыня;
3) Овес, лен, лук, капуста, свекла;
4) Кукуруза, фасоль, батат, стручковый перец;
5) Кофе, арбуз, сорго, банан.

Центры: А – средиземноморский, Б – переднеазиатский, В – индийский, Г – эфиопский; Д – мексиканский.

2. Ниже представлены зубные формулы некоторых млекопитающих:

1) 3 1 3 1
3 1 2 1
2) 2 0 3 3
1 0 2 3
3) 1 0 0 3
1 0 0 3
4) 2 1 2 3
2 1 2 3
5) 0 0 3 3
3 1 3 3

Каким животным из ниже перечисленных они принадлежат: А – заяц, Б – корова, В – кошка, Г – хомяк; Д – шимпанзе.

3. Соотнесите гормоны, образуемые в организме человека, с железами внутренней секреции. Гормоны:

1) тироксин;
2) АКТГ;
3) прогестерон;
4) мелатонин;
5) глюкагон.

Железы: А – островки Лангерганса, Б – щитовидная железа, В – яичник, Г – аденогипофиз; Д – промежуточная доля гипофиза.

4. Готовясь к выступлению по проблеме происхождения жизни, ученик нашел в литературе пять подходов в этом вопросе:

1) жизнь существует вечно;
2) живое возникает самопроизвольно и постоянно;
3) жизнь возникла биохимическим путем;
4) зародыши жизни занесены из Вселенной;
5) живое создано Высшими силами.

Помогите докладчику соотнести эти положения с названиями теорий происхождения жизни на Земле.
Теории: А – самозарождение, Б – естественная эволюция, В – креационизм, Г – перманентность жизни; Д – панспермия.

5. Соотнесите органоиды эукариотической клетки с выполняемыми ими функциями. Функции:

1) осуществление экзоцитоза;
2) проведение цикла Кребса;
3) синтез липидов, углеводов и белков;
4) движение у сперматозоидов;
5) автолиз клетки.

Органоиды: А – ЭПР, Б – аппарат Гольджи; В – лизосомы, Г – митохондрии; Д – микротрубочки.

Ответы:

Часть I .

Часть II .

Часть III .

Номера правильных предложений __1, 2, 4, 6, 9, 10, 11, 13, 14, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23 _

Часть IV .

Теории происхождения

Органоиды

Вконтакте

Задание 1

    Сезонные явления в жизни организмов изучает
    А. Биология
    Б. Фенология
    В. Ботаника
    Г. Экология

    Споры бактерий – это приспособление
    А. К питанию
    Б. Размножению
    В. Дыханию
    Г. Перенесению неблагоприятных условий

    Участки стебля, на которых развиваются листья, называются
    А. Пазухи
    Б. Узлы
    В. Междоузлия
    Г. Рубцы

    Главными частями цветка являются
    А. Лепестки и венчик
    Б. Тычинки и пестики
    В. Чашелистики и лепестки
    Г. Цветоножка и цветоложе

    Водоросль в составе лишайника обеспечивает его
    А. Только органическими веществами
    Б. Органическими веществами и солями
    В. Органическими веществами и водой
    Г. Минеральными солями и водой

    Передвижение веществ в растении обеспечивает:
    А. Покровная ткань
    Б. Образовательная ткань
    В. Проводящая ткань
    Г. Фотосинтезирующая ткань

    Хлоропласты есть в клетках:
    А. Листа земляники
    Б. Корня земляники
    В. Кожи лягушки
    Г. Бактерии, вызывающей чуму

    Число хромосом в половых клетках тигра:
    А. Такое же, что и в клетках тела тигра
    Б. В два раза больше, чем в клетках тела тигра
    В. В два раза меньше, чем в клетках тела тигра
    Г. В четыре раза больше, чем в клетках тела тигра

    Оформленных оболочкой ядер нет в клетках водорослей:
    А. зеленых;
    Б. красных;
    В. бурых;
    Г. сине-зеленых.

    В клетках грибов нельзя обнаружить:
    А. вакуоли;
    Б. митохондрии
    В. пластиды;
    Г. рибосомы

Задание 2 . Подберите термины соответствующим определениям и впишите их в таблицу ответов.

  1. Клеточная стенка растений состоит из…
  2. Испарение большей части воды растением происходит через специальные структуры листа …
  3. Процесс образования органических веществ в растениях с участием света…
  4. Половая клетка...
  5. Стебель, с расположенными на нем листьями и почками…

Задание 3 . Соотнесите тип дыхания и названия животных, у которых он встречается, вписав ответы (буквы) в таблицу

Задание 4. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В бланке ответов против вариант ответа укажите «да» или «нет».

  1. Морковь и фасоль имеют стержневую корневую систему
  2. Кровь – это соединительная ткань
  3. Рыбы – теплокровные животные
  4. Все животные всеядны
  5. Зигота – оплодотворенная яйцеклетка

Задание 5 . Составьте правильно цепь питания, расположив объекты в необходимой последовательности. Ответы (буквы) впишите в таблицу.

А. Щука
Б. Фитопланктон
В. Хищная птица
Г. Карась

Задание 6 . Замечено, что ягоды, собранные в солнечный день, слаще. Почему?

Задание 7 . Ученые подсчитали, что потомство одной бактериальной клетки через 10 дней может заполонить все моря и океаны. Почему этого не происходит?

Задание 8 . Объясните, почему срезанный вами гриб – подберезовик или подосиновик – представляет собой только часть организма.

Ответы на олимпиадные задания по биологии для учащихся 7 класса

Задание 1. За каждый правильный ответ – один балл

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Б Г Б Б А В А В Г В

Задание 2

Задание 3 . За каждый правильный ответ – один балл

Задание 5 . За каждый правильный ответ – один балл

1 2 3 4
Б Г А В

Задание 6 . В солнечный день в растении интенсивнее происходит процесс фотосинтеза, в результате чего в плодах накапливается больше плодов.

Задание 7 . Этого не происходит потому, что бактерии гибнут под воздействием света, холода, химических веществ, других живых организмов

Задание 8 . Срезанный гриб представляет собой только часть организма(плодовое тело), так как в лесной подстилке осталась грибница в виде волокнистых переплетений тонких нитей (гифов).

Олимпиада по биологии для учащихся 8 класса

Задание 1 . Выполните тесты. Из четырех ответов выберите один правильный и впишите его в таблицу

    Самые древние растения на Земле
    А. Мхи
    Б. Хвощи
    В. Водоросли
    Г. Плауны

    Для растений семейства крестоцветных характерен плод
    А. Стручок
    Б. Боб
    В. Ягода
    Г. Костянка

    В коробочке мха кукушкин лен развиваются
    А. Гаметы
    Б. Сперматозоиды
    В. Яйцеклетки
    Г. Споры

    Через сердце орла протекает
    А. Только артериальная кровь
    Б. Только венозная кровь
    В. И артериальная, и венозная кровь
    Г. Днем артериальная, а ночью венозная кровь

    Клетка растений в отличие от клеток животных содержит:
    А. Ядро и цитоплазму
    Б. Рибосомы и хромосомы
    В. Митохондрии и рибосомы
    Г. Пластиды и вакуоли с клеточным соком

    Транспирация – это…
    А. Испарение воды
    Б. Поглощение углекислого газа
    В. Выделение углекислого газа
    Г. Широко распространённый тип жилкования

    При партеногенезе не происходит:
    А. Размножения
    Б. Накопления питательных веществ в яйцеклетке
    В. Митоза
    Г. Оплодотворения

    Открытие двойного оплодотворения принадлежит…
    А. Н.И. Пирогову
    Б. Н.А. Северцеву
    В. Н.И. Скрябину
    Г. С.Г. Навашину

    Крылья у насекомых находятся на спинной стороне:
    А. груди и брюшка;
    Б. груди;
    В. головогруди и брюшка;
    Г. головогруди.

    Из перечисленных организмов наиболее прогрессивными чертами строения обладает:
    А, амеба;
    Б. дождевой червь;
    В. гидра;
    Г. вольвокс.

Задание 2 . Подберите термины соответствующим определениям

  1. В результате слияния половых клеток образуется …
  2. Клеточная стенка грибов состоит из...
  3. Наука о грибах…
  4. Древняя амфибия...
  5. Образовательная ткань стебля...

Задание 3 . Соотнесите классы и названия животных, вписав буквы в бланк ответа

Задание 4 . Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В бланке ответов против вариант ответа укажите «да» или «нет».

  1. Мхи произошли от псилофитов
  2. У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное.
  3. Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.
  4. Основной признак двудольных – наличие двух семядолей в зародыше.
  5. Вирусы – это особые безъядерные клетки

Задание 5 . Расположите отделы растений в порядке появления их на Земле, согласно эволюционной теории. Ответы (буквы) впишите в таблицу.

Задание 6 . Человек употребляет соль в пищу каждый день, но если обильно посыпать солью траву, она засохнет, и в этом месте некоторое время растения не будут расти. Почему?

Задание 7. Издавна известно, что при систематическом окучивании растений (картофеля, томатов, капусты, земляники) они лучше растут. Объясните это явление

Задание 8. В пазухах листьев высокой пальмы скопилась дождевая вода. Через некоторое время в ней обнаружены были те же инфузории, что и в расположенном рядом озере. Каким образом инфузории могли «взобраться» на пальму?

Ответы на олимпиадные задания по биологии для учащихся 8 класса

Задание 1 . За каждый правильный ответ – один балл

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
В А Г В Г А Г В Б Б

Задание 2 . За каждый правильный ответ – один балл

Задание 3 . За каждый правильный ответ – один балл

Задание 5 . За каждый правильный ответ – один балл

1 2 3 4
В А Б Г

За полный ответ в заданиях 6-8 выставляется 5 баллов

Задание 6 . Соль проникает в почву, раствор соли в воде с концентрацией ионов выше, чем концентрация ионов цитоплазмы корня, будет вытягивать воду из корней; растение погибнет

Задание 7 . При окучивании растений увеличивается образование придаточных корней, что приводит к усилению минерального питания.

Задание 8 . Инфузории могли быть занесены мухами, птицами и другими животными, которые могут находиться у озера и обитают в лесу.

Литература:

  1. Б.Б. Захаров, Н.И. Сонин Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Н.И. Сонин Биология. Живой организм. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009.
  3. С.В. Багоцкий, Л.И. Рубачева, Л.И. Шурхал Биология. Живой организм. 6 кл.: Тестовые задания. М.: Дрофа, 2003.
  4. Т.А. Дмитриева, С.В. Суматохин Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7 кл.:Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Сортавальского муниципального района Республики Карелия

Средняя общеобразовательная школа № 3

Задания Всероссийской олимпиады школьников

по биологии. 2011-12 уч. г. 11 кл.

(школьный тур)

подготовила

учитель биологии высшей категории

Лаппо Валентина Михайловна

Сортавала 2011

Блоки содержания, подлежащие проверке

Обращаем внимание, что в содержание теоретического тура включаются тестовые задания, охватывающие не только указанные темы школьного предмета «Биология», но и блоки содержания предыдущих из классов.

Признаки живых организмов

Царство бактерий

Царство грибов

Царство растений

Царство животных

Система органического мира

Организм и окружающая среда. Экология

Цитология

Биология как наука. Методы научного познания

Многообразие и эволюция живой природы

Микробиология и биотехнология

Биология клетки. Молекулярная биология. Биохимия

Генетика

Примерное количество заданий для школьного этапа представлено в следующей таблице исходя из длительности тура в 2 астрономических часа (120 минут).

Комплект

Часть I

Часть II

Часть III

Часть IV

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

1. http://www.rosolymp.ru/

Задания Всероссийской олимпиады школьников по биологии

школьный тур 2011/2012 г. 11 класс

Максимальное количество баллов – 87,5

Часть I . Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 35 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

    Наука, изучающая клетку:
    а) гистология;
    б) морфология;
    в) цитология; +
    г) эмбриология.

    Функции носителей наследственной информации выполняют:
    а) белки;
    б) углеводы;
    в) жиры;
    г) нуклеиновые кислоты. +

    Стадия клеточного цикла, во время которой происходит репликация ДНК:
    а) интерфаза; +
    б) профаза;
    в) метафаза;
    г) телофаза.

    Стадия митоза, во время которой происходит расхождение хроматид:
    а) профаза;
    б) метафаза;
    в) анафаза; +
    г) телофаза.

    Органические вещества, обеспечивающие клетку энергией:
    а) белки и жиры;
    б) жиры и углеводы; +
    в) углеводы и нуклеиновые кислоты;
    г) вода и углеводы.

    Не является обязательным структурным компонентом клетки:
    а) клеточная мембрана;
    б) ядро; +
    в) генетический аппарат;
    г) цитоплазма.

    Из перечисленных способов размножения к половому относится:
    а) семенное размножение; +
    б) почкование;
    в) черенкование;
    г) спорообразование.

    Становление систематики как науки связывают с именем:
    а) Роберта Гука;
    б) Антони ван Левенгука;
    в) Карла Линнея; +
    г) Чарльза Дарвина.

9. Оформленных оболочкой ядер нет в клетках водорослей:

а) зеленых;

б) красных;

в) бурых;

г) сине-зеленых.

10. Дрожжи, развиваясь без доступа кислорода на сахаристых средах, вызыва­ют брожение:

а) молочнокислое;

б) маслянокислое;

в) спиртовое;

г) уксуснокислое.

11. Мицелий гриба рода Пеницилл:

а) неклеточного строения;

б) одноклеточный одноядерный;

в) одноклеточный многоядерный;

г) многоклеточный.

12.Клеточная оболочка отсутствует у:

а) корненожек;

б) жгутиконосцев;

в) инфузорий;

г) всех простейших.

13. Эритроциты, помещенные в физиологический раствор поваренной соли:

а) сморщиваются;

б) набухают и лопаются;

в) слипаются друг с другом;

г) остаются без внешних изменений.

14. В организме человека белки непосредственно могут превращаться в:

а) жиры и нуклеиновые кислоты;

б) углеводы и аммиак;

в) жиры и углеводы;

г) углекислый газ и воду.

15. Поверхностный комплекс клетки не включает:

а) плазмалемму;

б) гликокаликс;

в) кортикальный слой цитоплазмы;

г) матрикс.

16. В клетке транспорт веществ осуществляет:

а) аппарат Гольджи;

б) клеточный центр;

в) эндоплазматическая сеть;

г) ядрышко.

17. Расхождение хроматид в процессе митоза происходит в:

а) профазу;

б) метафазу;

в) анафазу;

г) телофазу.

а) вирус гриппа;

б) вирус оспы;

г) вирус герпеса.

19. При созревании яйцеклеток в процессе мейоза из одной исходной клетки образуется количество гамет:

20. Доминантный ген подавляет рецессивный:

а) всегда

б) иногда

г) никогда

21. Ген-участок:

22. Сцепленное с полом наследование определяется расположением гена:

а) в определенном локусе хромосом

б) половой хромосоме

в) аутосоме

г) любой из гомологичных хромосом

23. Мейоз происходит на стадии гаметогенеза в период:

б) размножения

в) подготовительной

г) созревания

24. Дигибридным называется скрещивание, при котором родительские организмы:

а) различаются по одному признаку

б) различаются по нескольким признакам

в) не различаются

г) различаются по двум признакам

25. Фенотип- совокупность признаков:

а) доминантных

б) внешних и внутренних

в) рецессивных

г) закодированных в генотипе

26. Закон сцепленного наследования признаков справедлив, если гены, их определяющие, располагаются:

а) в гомологичных хромосомах

б) одной хромосоме

в) разных хромосомах

г) половой хромосоме

27. Ген, вызывающий развитие дальтонизма, локализован …

а) в Х-хромосоме

б)в Y — хромосоме

в) в аутосоме

г) такого гена нет

28. Совокупность внешних и внутренних признаков, полученных потомками от родителей, называется …

а) генотип

б) фенотип

в) кариотип

г) генофонд

29.Какая часть гибридов от скрещивания Аа х Аа является гетерозиготной?

30. Генотип человека, имеющего II группу крови:

б) АО или АА

в) ВО или ВВ

31. Какую функцию в клетке выполняет АТФ?

а) защитную

б) транспортную

в) энергетическую

г) опорную

32. Какое из свойств воды обусловлено её полярностью?

а) теплопроводность

б)теплоёмкость

в) способность растворять неполярные соединения

г) способность растворять полярные соединения

33. Какой из химических элементов одновременно входит в состав костной ткани и нуклеиновых кислот?

б) фосфор

в) кальций

34. Какое из названных химических соединений не является биополимером?

б) глюкоза

в) дезоксирибонуклеиновая кислота

г) целлюлоза

35. В клетках животных запасным углеводом является:

а) целлюлоза

б) крахмал

в) глюкоза

г) гликоген

Часть II . Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

    Из названных полимеров к неразветвленным относятся :
    I . хитин .
    II . амилоза .
    III . гликоген.
    IV . целлюлоза .
    V . амилопектин.
    а) I , II , IV ;
    б) I , II , III , IV ;
    в) II , IV , V ;
    г) III , IV , V .

    В организме человека гормональные функции выполняют соединения :
    I . белки и пептиды .
    II . производные нуклеотидов.
    III . производные холестерина .
    IV . производные аминокислот .
    V . производные жирных кисл от.
    а) III , IV , V ;
    б) I , III , IV , V ;
    в) III , V ;
    г) II .

    Каковы функции белков в клетках?

I . каталитическая

II . строительная

III . транспортная

IV . регуляторная

V . защитная

VI . сократительная

VII . рецепторная

а) I ,II ,III ,IV

б) I ,II ,III ,IV ,V

в) I,II,III,IV,V,VI

г) I,II,III,IV,V,VI,VII

4. В молекулу хлорофилла входят

I . Ca

II. Na,K,CL

а) I.II

б) I,III

в) II

г) IV

5. По участку Ц-Т-Г-А молекулы ДНК синтезирован участок молекулы и-РНК

6. Наиболее часто встречающиеся способы деления клеток:

I . митоз

II . амитоз

III . мейоз

а) I,II

б) I,III

в) II,III

г)I,II,III

7. В какой из фаз митоза происходит утолщение(спирализация) хромосом, исчезает ядрышко, распадается ядерная оболочка, расходятся к полюсам центриоли и формируется веретено деления?

I .анафазе

II .телофазе

III .профазе

IV. метафазе

а)I

б)II

в)III

г)IV

8. Биологическое значение мейоза состоит в:

а) увеличении числа клеток

б) уменьшение вдвое числа хромосом в половых клетках и спорах высших растений

в) обеспечение новых комбинаций генетического материала гамет

9. Прямое развитие характерно для:

1. Гидры

2. Планарии

3. Аскариды

4. Дождевого червя

5. Беззубки

6. Кузнечика

7. Речного рака

8. Ящерицы

9. Слона

10. Какие генотипы возможны у гибридов F 1 при скрещивании особей с генотипами

Аа х Аа в случае полного доминирования:

I . АА

II .Аа

III .аа

а) I,II,III

б) II ,III

в) I ,III

г) I,II

Часть III . Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20.

    Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом.

    После оплодотворения семязачатки превращаются в семена, а завязь в плод.

    У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее.

    Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.

    Первые крокодилы были сухопутными рептилиями.

    Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.

    В отличие от большинства млекопитающих для человека характерно наличие семи шейных позвонков и двух затылочных мыщелков.

    В желудочно-кишечном тракте человека все белки перевариваются полностью.

    Гипервитаминоз известен только для жирорастворимых витаминов.

    Мозг человека потребляет примерно вдвое больше энергии на грамм веса, чем у крысы.

    С вирусными инфекциями обычно борются с помощью антибиотиков.

    Можно изучать кругообороты питательных веществ посредством ввода радиоактивных маркеров в природные или искусственные экосистемы.

    Суккуленты легко переносят обезвоживание.

    Сукцессия после вырубки леса является примером вторичной сукцессии.

    Дрейф генов может играть роль эволюционного фактора только в очень малочисленных популяциях. +

    Генетическая информация у всех живых организмов хранится в виде ДНК.

    Каждой аминокислоте соответствует один кодон.

    У прокариот процессы трансляции и транскрипции происходят одновременно и в одном и том же месте.

    Самые крупные молекулы в живых клетках – молекулы ДНК.

    Все наследственные заболевания связаны с мутациями в хромосомах.

Часть IV . Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 12,5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.


Обозначение

Структура

      Установите, в какой последовательности (1 – 5) происходит процесс редупликации ДНК.

Последовательность

Процессы

      Установите соответствие между органическим соединением (А – Д) и выполняемой им функцией (1 – 5).

Соединение

Матрица ответов
на задания Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2011-12 уч. г. 11 кл.

Фамилия ________________________ Имя ________________________

Класс ________________________ Шифр _____________

Матрица ответов
на задания Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2011-12 уч. г. 11 кл

Задание 1.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

11-20

21-30

31-35

Задание 2.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

Задание 3.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ответ

16

17

18

19

20

ответ

Задание 4.

    [мах. 2,5 балла]

    Красящие реактивы

    Эффект применения

  1. Ответ:

  2. Обозначение

    Структура

  3. Последовательность

    Процессы

Функции

Соединение

Ключи ответов

Ключ к заданиям 1 части(35 баллов)

Ключи ответов к 2 части(20 баллов)

Ключи ответов к Заданию 3.

ответ

да

нет

нет

нет

да

нет

нет

нет

да

нет

нет

да

нет

да

да

ответ

нет

нет

да

да

нет

Ключи ответов к заданию 4

Красящие реактивы

Эффект применения

Ответ:

01, 02, 03, 05, 08.


Обозначение

Структура

Последовательность

Процессы

Функции

Соединение

Использованные ресурсы

1. Методические материалы школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников 2011/2012 учебного года http://www.rosolymp.ru/

Центр развития талантов «Мега-Талант» проводит всероссийские онлайн-олимпиады по биологии. Мы верим, что каждый ученик талантлив и предлагаем задания, которые раскрывают скрытые способности. Мы награждаем всех участников и после каждой олимпиады бесплатно выдаем учителям свидетельства и благодарности.

Немного статистики о нашей работе:

  • ЦРТ «Мега-Талант» организовал более 400 интернет-олимпиад по 47 школьным дисциплинам.
  • Участниками олимпиад по биологии уже стали 9000 школьников и студентов из 12 стран.
  • Мы компенсируем организационные расходы и уже выплатили учителям 2.500.000 рублей.
  • 98 % учителей довольны результатами участия в олимпиадах и становятся постоянными организаторами олимпиад «Мега-Талант».

5 шагов навстречу учителю

Мы хотим, чтобы вам было легко и приятно работать с нами. Для этого мы следуем 5 шагам, продуманным с мыслью о заботах учителя:

  1. Открываем доступ к заданиям для всех классов и предоставляем методические рекомендации по проведению олимпиады.
  2. Выдаем каждому учителю свидетельство и благодарность. Каждый сезон обновляем дизайн наградных материалов, чтобы ваше портфолио было содержательным и ярким.
  3. Возвращаем деньги на распечатку заданий, наград и другие орграсходы.
  4. Каждый месяц награждаем самых активных организаторов олимпиад.
  5. Консультируем по любым вопросам, связанным с дистанционными олимпиадами.

Олимпиады «Мега-Талант» - это как обычные олимпиады, только лучше!

Олимпиады «Мега-Талант» проводятся дистанционно. Вы сами выбираете время и место проведения мероприятия. В привычной обстановке ученики чувствуют себя увереннее, а значит, полностью концентрируются на решении заданий.

В наших олимпиадах участвуют ученики с разным уровнем успеваемости, потому что задания олимпиад «Мега-Талант» основаны на школьной программе и соответствуют ФГОС. Задания помогают оценить уровень знаний и поощряют учеников к развитию логического и аналитического мышления.

Комплекты заданий для каждого класса состоят из 15 тестовых вопросов разных типов:

  • Вопросы с одним или несколькими правильными ответами.
  • Вопросы на аналитическую и хронологическую последовательность.
  • Вопросы на исключение и соотнесение двух рядов данных.
  • Тестовые задания по работе с иллюстративными источниками.
  • Тестовые задания на решение задач.

Сколько стоит участие во всероссийской олимпиаде по биологии?

Для каждой олимпиады мы устанавливаем минимально возможную стоимость участия. Кроме этого, из оргвзноса каждого участника учителю возвращается до 30%: на печать подготовленных нами заданий, дипломов, сертификатов и другие организационные расходы, оставшуюся сумму оплачиваете нам (точную сумму вы можете узнать после регистрации ).

Каждый учитель-организатор участвует в рейтинге учителей . Проводя больше олимпиад, вы повышаете свои шансы получить действительно ценные и нужные призы. Каждый месяц ЦРТ «Мега-Талант» награждает самых активных учителей. Труд каждого педагога бесценен, и мы рады сотрудничеству со специалистами из России, а также стран ближнего зарубежья.

Как часто мы проводим олимпиады по биологии?

Когда бы вы ни решили провести олимпиаду, наверняка именно в этот период будет проходить одно из наших основных образовательных мероприятий. Всего в году три сезона всероссийских олимпиад по биологии (зимний, весенний и осенний) и четыре сезона международных олимпиад. Для каждого сезона мы готовим новые задания. Это позволяет участвовать несколько раз за год.

Как мы подсчитываем результаты?

Все задания проверяются автоматически. Это позволяет добиться объективности оценивания результатов. Компьютер подсчитывает результат и публикует его на сайте. После этого организатор может скачать, распечатать и вручить наградные своим ученикам.

Как организовать олимпиаду по биологии для своих учеников?

Все очень просто:

  • вы регистрируетесь на сайте и оплачивает участие в олимпиаде по биологии для своих учеников (это нужно сделать до окончания срока приема заявок);
  • после старта мероприятия в вашем личном кабинете на сайте станут доступны файлы с заданиями.
  • распечатав их, вы уже сможете приступить непосредственно к проведению олимпиады по биологии (для каждого участника необходимо распечатать отдельный комплект заданий);
  • ответы каждого из участников вы заполняете онлайн в своем личном кабинете;
  • после проверки заданий системой и нашими методистами результаты сразу публикуются на нашем сайте;
  • в вашем личном кабинете станут доступны для скачивания все наградные материалы.

Как оплатить участие во всероссийской интернет-олимпиаде по биологии?

Вы можете оплатить участие в олимпиаде при помощи:

  • банковской карты (онлайн);
  • квитанции, в отделении Почты России;
  • электронных платежных систем (онлайн).

Могут ли в мероприятии участвовать школьники и студенты из других стран?

ЦРТ «Мега-Талант» занимается организацией образовательных мероприятий международного уровня. К участию допускаются все учащиеся, независимо от их национальной принадлежности или страны проживания. Однако, для того чтобы понять суть заданий, ученики должны свободно владеть русским языком.

Вариант 1

Часть А.

только один правильный ответ.

1) растения

2) животные

3) бактерии

4) грибы

1) камень

2) планета рисунок 1

3) человек

4) Луна

А3. Английский ученый Ч. Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя. Многие люди видели до этого таких червей, но у них не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин наблюдая за поведением червей обнаружил, что они разрыхляют почву, тем самым улучшая ее плодородие. Какой метод использовал ученый:

1) опыт

2) наблюдение

3) сравнение

4) описание

А4. К антропогенным факторам относят

1) опыление растений

2) извержение вулкана

3) дождь

4) строительство дорог

А5. Особенностью строения растительной клетки является наличие:

1)цитоплазмы

2)оболочки

3)ядра

4)пластид

А6. Вода необходима растениям для:

1) прорастания семян

2) передвижения минеральных и органических веществ

3) поддержания корневого давления

4) всех жизненно важных процессов, происходящих в растении

А7. Перемещение питательных веществ и воздуха в клетке происходит благодаря:

1) движению цитоплазмы

2) свободному перемещению

3) движению пластид

4) движению межклеточного вещества

А8.Растения играют важную роль в оздоровлении окружающей среды:

1) обогащают атмосферу кислородом

2)являются хорошими пылеуловителями

3)поглощают и перерабатывают вредные вещества

4)все утверждения верны

А9. Клеточное строение имеют:

1)все растения;

2)только листья элодеи;

3)некоторые растения;

4)только кожица лука и листья элодеи?

А10. Споры бактерий служат для:

1) Размножения

2) Приспособления к выживанию в неблагоприятных условиях

3) Передвижения

4) Для размножения и передвижения

ОРГАНИЗМЫ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ

А) Заяц 1) Водная

Б) Синица 2) Почвенная

В) Карась 3) Наземно - воздушная

Г) Сосна 4) Тела живых организмов

Д) Крот

Е) Клещ

  1. механическая (древесные волокна) 2) покровная (пробка) 3) проводящая (сосуды) 4) основная (фотосинтезирующая) 5) образовательная (камбий)

Виды клеток

ткань

А) молодые клетки с тонкой оболочкой, активно делятся

Б) клетки с утолщенной оболочкой, плотно прилегают друг к другу, способны пропускать солнечный свет

В) клетки занимают все пространство, содержат большое количество хлоропластов

Д) мертвые или живые клетки расположенные друг над другом, по ним передвигаются питательные вещества

Часть С. За правильный ответ 3 балла

- структурная и функциональная единица всех живых организмов. Все клетки друг от друга отделены . Живое вещество клетки представлено - бесцветным вязким полупрозрачным веществом. В цитоплазме располагаются многочисленные . Важнейшим органоидом клетки является . Оно хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена веществ внутри клетки. В растительной клетке имеется три вида … . … имеют зеленую окраску, … - красную, а … … .

Словарь: 1-хлоропласты, 2-хромопласты, 3-лейкопласты, 4-клетка, 5-цитоплазма, 6-оболочка, 7-органоиды, 8-ядро, 9-вакуоли, 10-пластиды.

Часть С.

С2..Каково значение неорганических веществ в клетке растений?

С3. Восстановите порядок этапов деления растительной клетки. Какова роль деления клетки в жизни растений?

Олимпиадные задания по биологии 5 класс. Школьный этап

Вариант 2

Часть А.

Прочитай внимательно задание. В каждом задании А1-А10 выбери только один правильный ответ.

А1. К какому царству относится организм, представленный на рисунке 1:

1) растения

2) животные

3) бактерии

4) грибы

А2. Укажите объект живой природы:

1) ромашка

2) вода рисунок 1

3) гора

4) Марс

А3. Костя изучал, нужны ли для прорастания семян фасоли вода, воздух, тепло и свет. В одном из опытов он взял два одинаковых стакана, положил в них по влажной тряпочке и насыпал по 10 семян фасоли. Один стакан он убрал в шкаф, а другой оставил на столе. Вскоре он обнаружил, что в обоих стаканах семена проросли. Какое предположение проверял Костя в этом опыте:

1)В шкафу семена фасоли не прорастут

2)Все семена фасоли способны прорастать

3)Семенам фасоли для прорастания необходим свет

4)Семенам фасоли для прорастания необходимы вода, воздух, тепло.

А4. К биотическим факторам относят

1) распространение семян животными

2) извержение вулкана

3) снег

4) строительство дорог

А5. Как называются зеленые пластиды?

1) хлоропласты

2) хлорофиллы

3) лейкопласты

4) хромопласты

А6. В семенах растений содержится больше всего:

1) минеральных солей

2) воды

3) жиров

4) углеводов

А7. Старые клетки в отличие от молодых:

1) способны делиться

4) меньше по размеру

А8. О единстве растительного мира свидетельствует:

1)клеточное строение растений

2)наличие корней и побегов

3)размножение семенами

4)опыление ветром

А9. Хлоропласты – это пластиды:

1)бесцветные;

2) зелёные;

3) жёлтые;

4 ) оранжевые

А10. Какая группа организмов самая древняя на нашей планете:

1)грибы

2)бактерии

3)растения

4)лишайники

Часть В. За правильный ответ -2 балла

В1. Соотнесите оборудование с методами изучения природы

В2. Соотнесите понятия «Свойство живого» с его характеристикой:

В3. Вам известно, что ученые, исследуя многообразие организмов, разделяют их на царства. Различают царства: а) Бактерии, б) Грибы, в) Растения, г) Животные. Замените вопросительные знаки названиями соответствующих царств. Предложенные примеры организмов помогут вам определиться с правильными ответами.

В 4. Установите соответствие между организмом и средой обитания. Ответ занесите в таблицу.

ОРГАНИЗМЫ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ

А) Белка 1) Водная

Б) Ласточка 2) Почвенная

В) Акула 3) Наземно - воздушная

Г) Береза 4) Тела живых организмов

Д) Дождевой червь

Е) Блоха

В5. Установите соответствие между тканью и клетками, из которых она образована (впишите цифры в таблицу):

1) механическая (лубяные волокна) 2) покровная (кожица) 3) проводящая (ситовидные трубки) 4) основная (запасающая) 5) образовательная

Виды клеток

ткань

А) мертвые или живые клетки расположенные друг над другом, по ним передвигаются питательные вещества

Б) клетки занимают все пространство, содержат большое количество хлоропластов

В) клетки с утолщенной оболочкой, плотно прилегают друг к другу, способны пропускать солнечный свет

Г) клетки с толстыми одревесневающими стенками

Д) молодые клетки с тонкой оболочкой, активно делятся

Часть С.

С1. Вставьте пропущенное слово из словаря:

Основной структурной и функциональной единицей всех живых организмов является …. Все клетки друг от друга отделены . Внутри клетки находится бесцветное вязкое полупрозрачное вещество -. В цитоплазме располагаются многочисленные . ….. – это важнейший органоид клетки. Оно хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена веществ внутри клетки. В растительной клетке имеется три вида .Зеленую окраску имеют …, красную - … , а … - белую. В старых клетках хорошо заметны полости, содержащие клеточный сок. Эти образования называются … .

Словарь: 1-хлоропласты, 2-хромопласты, 3-лейкопласты, 4-клетка, 5-цитоплазма, 6-оболочка, 7-органоиды, 8-ядро, 9-вакуоли, 10-пластиды

С2. Каково значение органических веществ в клетке растений?

С3. Опишите процесс, изображенный на рисунке. Почему молодые клетки растений способны делиться, а старые – нет?

Предварительный просмотр:

Ответы на вопросы олимпиады 5 класс по биологии:

Вариант 1.

А1- 3

А2-3

А3-2

А4-2

А5-4

А6-4

А7-1

А8-4

А9-1

А10-2

Итого Часть А - 10 баллов

В1.

В2.

В3.

1-грибы

2-растения

3-бактерии

4-животные

В4.

В5.

Итого Часть В - 10 баллов

Часть С – за правильный ответ -3 балла

Вариант 2.

А1- 4

А2-1

А3-3

А4-1

А5-1

А6-4

А7-2

А8-1

А9-2

А10-2

Итого Часть А - 10 баллов

Часть В – за правильный ответ – 2 балла

В1.

В2.

В3.

1-растения

2-грибы

3-животные

4-бактерии

В4.

В5.

Итого Часть В - 10 баллов

Часть С – за правильный ответ- 3 балла

Итого Часть С - 9 баллов. Всего 29 баллов

Предварительный просмотр:

Задания школьного этапа олимпиады по биологии 6 класс

1 вариант

1. Живые организмы отличаются от тел неживой природы:

а) составом атомов в) малым содержанием воды

б) клеточным строением г) минеральными веществами

2. К генеративным органам растения относится:

А) цветок в) лист

Б) стебель г) корень

3. Школьник взял для исследования сорванный с дерева лист. Он пытался увидеть под микроскопом хлоропласты в его клетках. Ничего, кроме темно-зеленого поля, он не увидел. В чем была его ошибка?

а) в неправильной установке света

б) нужно было поставить большее увеличение

в) нужно было сделать тонкий срез листа

г) нужно было подкрасить лист красителем

4. Венчик цветка состоит из:

а) цветоложа в) тычинок

б) чашелистиков г) лепестков

5. Хромосомы в клетке находятся:

а) в цитоплазме в) в вакуолях

б) в ядре г) в хлоропластах

6. Размножение - это:

а) увеличение количества организмов

б) увеличение размера организма

в) образование новых побегов

г) образование придаточных корней

7. К неорганическим веществам относится(ятся)

а) клетчатка в) соли натрия

б) белок г) жир

8. Белки не участвуют:

а) в переносе кислорода в) в защите организма от инфекций

б) в движении г) в хранении наследственной информации

9. Хлоропласты в клетке:

а) осуществляют синтез органических веществ из неорганических

б) выполняют защитную функцию

в) осуществляют связь между частями клетки

г) обеспечивают сходство с дочерними клетками

10. Часть растительной клетки, в которой накапливается клеточный сок, - это:

а) клеточный центр в) вакуоль

б) лизосомы г) пластиды

Часть 2. (за каждое выполненное задание 2 балла)

1. Выпишите буквы, обозначающие элементы верного ответа на вопрос: что происходит при фотосинтезе?

A) поглощается кислород

Б) выделяется углекислый газ

B) поглощается углекислый газ

Г) выделяется кислород

Д) органические вещества образуются

Е) органические вещества расходуются

2. Установите последовательность приготовления препарата:

А. При помощи препаровальной иглы снять кусочек кожицы чешуи лука

Б. Пипеткой нанести1-2 капли воды на предметное стекло

В. Положить кусочек кожицы в каплю воды и расправить кончиком иглы

Г. Накрыть покровным стеклом

Д. Тщательно протереть предметное стекло марлей

3. Определите ткани, характерные для организма растений и животных

1. Образовательная А. Растения

2. Проводящая Б. Животные

3. Мышечная

4. Нервная

5. Фотосинтезирующая

6. Механическая

7. Соединительная

4. Какие признаки характерны для лишайников:

А) медленный рост;

Б) всасывание воды ризоидами;

В) наличие хитинового покрова;

Г) способность переносить пересыхание;

Д) взаимодействие клеток водорослей и нитей гриба

В5. Как называется растение, прививаемое на другое?

1. Закончите предложения:

1. Индивидуальное развитие начинается с оплодотворения и образования _________ .

2. Органом полового размножения и расселения семенных растений является ______ .

3. Компоненты среды, которые оказывают воздействие на организм, называют _______ факторами.

4. При оплодотворении цветковых растений из центральной клетки образуется _____ .

5. Особый тип клетки с очень плотными оболочками называется _________

2 . Установите соответствие между грибом и типом его питания :

Гриб Тип питания

В) трутовик

Г) опёнок

Д) головня

Перечислите способы защиты растений от травоядных животных

Задания школьного этапа олимпиады по биологии 6класс

2 вариант

Часть 1. Задание включает 10 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. (1 балл за каждый правильный ответ)

1. Старая клетка растения отличается от молодой тем, что в ней:

А) много хлоропластов;

Б) крупные вакуоли;

В) ядро разрушено;

Г) нет вакуолей

2. К царству Растения не относится:

А) мох сфагнум;

Б) папоротник орляк;

В) бледная поганка;

Г) одуванчик обыкновенный

3. По ситовидным трубкам в растении передвигаются:

А) крахмал;

Б) минеральные соли;

В) сахар;

Г) вода

4. Все растения, от водорослей до покрытосеменных, состоят из:

А) тканей;

Б) органов;

В) клеток;

Г) побегов

5. Луковица, в отличие от плода яблока, не имеет:

А) листьев;

Б) стебля;

В) семян;

Г) запаса органических веществ

6. В каком случае правильно показано место бактерий в экосистеме?

А) трава – мышь – сова – почвенные бактерии;

Б) мышь – трава – почвенные бактерии – сова;

В) почвенные бактерии – сова – мышь – трава;

Г) мышь – почвенные бактерии – сова – трава

7. Для наблюдения жизни микроскопических организмов был впервые использован микроскоп:

А) Р. Гуком;

Б) А. Левенгуком;

В) Аристотелем;

Г) Т. Шванном

8. Чем водоросли отличаются от высших растений?

А) их тело состоит из одинаковых клеток;

Б) они распространены в водной среде;

В) в них происходит фотосинтез;

Г) они обитают в приливно-отливной зоне

9. Торфяной мох сфагнум, в отличие от кукушкиного льна, имеет:

А) несколько коробочек на ножке;

Б) стебель;

В) клетки с хлорофиллом;

Г) корни

10. Для приготовления пшенной каши используют плоды:

А) пшеницы;

Б) ржи;

В) ячменя;

Г) проса

ЧАСТЬ В. Задания части В включают 5 вопросов с несколькими вариантами ответа.

1. Условия, обеспечивающие бактериям процветания в природе:

А) сложность внутреннего строения;

Б) способность в фотосинтезу;

В) простота внутреннего строения;

Г) способность к быстрому размножению;

Д) питание готовыми органическими веществами

2. Характерные особенности клеток грибов:

А) клетка не содержит хлоропластов;

Б) питание автотрофное;

В) клеточная стенка состоит из хитина;

Г) эукариотическая клетка;

Д) происходит фотосинтез

3. Какие процессы происходят при дыхании растений?

А) поглощение кислорода;

Б) выделение энергии;

В) поглощение воды;

Г) выделение углекислого газа;

Д) поглощение углекислого газа

4. Какие признаки характерны только для сфагновых мхов :

А) ризоидов у взрослых форм нет;

Б) не образуют болота;

В) впитывает воду стеблями и листьями;

Г) на верхушке мха образуется коробочка на ножке;

Д) листья состоят из мертвых и живых клеток

5. Какие два признака растений составляют бинарное название вида?

Часть 3. (За каждое правильно вставленное слово 1 балл)

1. Закончите предложения:

1. В основе деятельности нервной системы лежат _________ .

2. Дыхательная система насекомых представлена ________ .

3. Процесс приобретения организмом необходимых ему веществ и энергии называется ______ .

4. Часть тела, выполняющая определенную функцию называется ______ .

5. Сообщество живых организмов и среда в которой они обитают, называется _______ .

2. Установите соответствие между характеристикой клетки и царством организмов, которые имеют соответствующее клеточное строение:

Характеристика клетки Царство

А) наличие хлоропластов 1) Бактерии

Б) ядро имеет оболочку 2) Растения

В) наличие ядерного вещества

Г) при неблагоприятных условиях

образуют толстую клеточную оболочку

Д) клеточная оболочка образована клетчаткой

3. Во многих населенных пунктах принято собирать в кучи и сжигать на месте опавшие листья. Как это влияет на древесные растения? Отметь отрицательные и положительные стороны.

Предварительный просмотр:

Ответы на олимпиадные задания по биологии 6 класс:

Вариант 1

Часть 1

За правильный ответ 1 балл

Вариант 1.

1б 2а 3в 4г 5б

6а 7в 8г 9а 10в

Итого 10 баллов

Часть 2.

За правильный ответ 2 балла

1. В Г Д

2. Д Б А В Г

4. а, г, д

5. привой

Итого 10 баллов

Часть 3. За правильный ответ 5 баллов

1. Зигота

2. Семя

3. Экологическими

4. Эндосперм

5. Спора

2. А-2, Б-2, В-1, Г-2, Д-1

3.У растений для защиты от травоядных животных имеются:

Колючки, шипы,

Горький или ядовитый вкус,

Неприятный запах

Итого 15 баллов

Всего можно набрать 3 5 баллов

Вариант 2

ЧАСТЬ А. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. б

2. в

3. в

4. в

5. в

6. а

7. б

8. а

9. а

10. г

Всего: 10 баллов.

ЧАСТЬ В. За каждый правильный ответ – 2 балла.

1. в, г, д

2. а, в, г

3. а, б, г

4. а, в, д

5. родовой, видовой

Всего: 10 баллов.

ЧАСТЬ С. За правильный ответ 5 баллов

1. Рефлексы

2. Трахеями

3. Питание

4. Орган

5. Экосистема

2. А-2, Б-2, В-1, Г-1, Д-2

Всего15 баллов

Набрать можно 35 баллов

Предварительный просмотр:

Вариант 1

А1. Все живые организмы:

  1. образуют органические вещества из неорганических веществ
  2. поглощают из почвы минеральные соли и воды
  3. активно передвигаются
  4. дышат, питаются, растут, размножаются

А2. Клетки эукариот хранят наследственную информацию в:

  1. ядре
  2. цитоплазме
  3. мембранах
  4. митохондриях

А3. В указанном перечне найдите название систематической категории:

  1. колорадский жук
  2. покрытосеменные растения
  3. класс
  4. водоросли

А4. Среда обитания живых организмов:

  1. пруд
  2. почва
  3. луг
  4. лес

А5. Всё живое состоит из:

  1. химических элементов
  2. клеток
  3. клеточных структур
  4. воды

А6. В клетке животных отсутствует:

  1. ядро
  2. цитоплазма
  3. мембрана
  4. пластиды

А7. К автотрофным организмам относят:

  1. дрожжи
  2. болезнетворные бактерии
  3. амёбу
  4. сине-зелёные водоросли

А8.Самой крупной из указанных систематических единиц является:

  1. тип
  2. класс
  3. род
  4. отряд

А9. Популяция – это:

  1. совокупность живых организмов и среды их обитания
  2. совокупность факторов среды обитания
  3. совокупность особей одного вида на определённой территории обитания
  4. совокупность особей организмов разных видов

А10. Установите последовательность расположения в пищевой цепи указанных организмов: А – лягушка, Б – уж, В – голый слизень, Г – капуста.

  1. Г, В, А, Б
  2. Б, А, В, Г
  3. Г, В, Б, А
  4. А, В, Б, Г

Часть В.

Выберите три верных ответа.

В1. Грибы и животные сходны тем, что:

  1. у них одинаковый тип питания
  2. у них разный тип питания
  3. в их клетках отсутствуют хлоропласты
  4. их тело состоит из тканей
  5. в природных сообществах играют роль создателей органических веществ
  6. в природных сообществах играют роль потребителей органических веществ

В2. Бактерии вызывают заболевания:

  1. возвратный тиф
  2. сыпной тиф
  3. малярию
  4. туляремию
  5. гепатит
  6. грипп

Распределите перечисленные ниже факторы среды на абиотические и биотические

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

В4.

Растения класса однодольные характеризуются наличием:

а) стержневой корневой системы;

б) сетчатое жилкование листьев;

в) только травянистые жизненные формы;

г) мочковатой корневой системой;

д) трёхчленный цветок

В5. Выберите четыре правильных ответа

Выберите признаки, характерные для млекопитающих:

а) развит перьевой покров;

б) в коже много желез;

в) теплокровные животные;

г) вскармливают детёнышей молоком;

д) глаза без век;

е) развит волосяной покров

Часть С. Дайте развёрнутый ответ

С1. В семнадцатом веке голландский учёный ван Гельмонт провёл опыт. Он посадил небольшую иву в кадку с почвой, предварительно взвесив растение и почву, и только поливал её в течение нескольких лет. Спустя 5 лет учёный снова взвесил растение. Его вес увеличился на 0,06кг. Объясните, за счёт чего произошло увеличение массы растения, какие вещества из внешней среды обеспечили этот прирост.

С2. В 1771 г. Английский химик Дж.Пристли поставил опыт. На окне, освещённом солнцем, учёный накрыл стеклянным колпаком живую мышь. Мышь погибла через несколько часов. Когда Пристли поместил под колпак, освещённый солнцем, вместе с живой мышью веточку мяты, мышь вела себя как обычно. Объясните результаты опытов Пристли.

С3. Установите соответствие между насекомыми и типами их ротового аппарата:

Насекомое Тип ротового аппарата

А) комар 1) грызущий ротовой аппарат

Б) саранча 2) сосущий ротовой аппарат

В) крапивница 3) колюще-сосущий ротовой аппарат

Г) капустница

Д) тля

Е) муравей

А

Б

В

Г

Д

Е

Олимпиадные задания по биологии 7 класс. Школьный этап

Вариант 2

Часть А. Выберите в заданиях части А ответ, который Вы считаете наиболее полным и правильным.

А1. Человека с грибами объединяет:

  1. неограниченный рост
  2. способ поглощения пищи
  3. клеточное строение
  4. постоянство размера

А2. Чем является кочан капусты?

  1. плодом
  2. сочным стеблем
  3. гигантской почкой
  4. скоплением листьев

А3. К отделу Покрытосеменные относят:

  1. ряску
  2. спирогиру
  3. хлореллу
  4. ламинарию

А4. Микориза – это:

  1. плодовое тело
  2. болезнь растений
  3. грибокорень
  4. корни грибов

А5. Крылья у насекомых находятся на спинной стороне:

  1. груди и брюшка
  2. груди
  3. головогруди
  4. головогруди и брюшка

А6. На какой из нижеследующих комбинаций показана правильная последовательность усложнения кровеносной системы в процессе эволюции позвоночных животных?

  1. Жаба – кролик – аллигатор – акула
  2. Акула – лягушка – аллигатор – кролик
  3. Акула – крокодил – кролик – лягушка
  4. Аллигатор – собака – акула – жаба

А7. Человек относится к царству:

  1. Млекопитающие
  2. Животные
  3. Хордовые
  4. Позвоночные

А8. Процесс поступления веществ в организм из окружающей среды, их превращение, удаление из организма конечных продуктов жизнедеятельности называется:

  1. питанием
  2. дыханием
  3. обменом веществ
  4. пищеварением

А9. Условия среды, необходимые для воздушного питания растений:

  1. свет, кислород, органические вещества
  2. свет, углекислый газ, вода
  3. свет, кислород, вода
  4. свет, вода, минеральные вещества

А10. К уровню организации живой природы не относится:

  1. молекулярный
  2. биосферный
  3. популяционно – видовой
  4. тканевый

Часть В.

Выберите три верных ответа.

В1.Грибы отличаются от животных тем, что:

  1. питаются готовыми органическими веществами
  2. имеют клеточное строение
  3. всасывают питательные вещества поверхностью тела
  4. имеют тело, состоящее из нитей-гифов
  5. имеют ограниченный рост
  6. растут в течение всей жизни

В2. В наземной экосистеме по сравнению с водной экосистемой:

  1. относительно стабильный тепловой режим
  2. низкая плотность среды
  3. пониженное содержание кислорода
  4. высокое содержание кислорода
  5. резкие колебания теплового режима
  6. низкая прозрачность среды

В3. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

Установите соответствие между характеристикой размножения и его способом

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

В4. Выберите три правильных ответа

Бесполое размножение путём почкования или обрыва частей тела встречается у :

а) круглых червей;

б) кольчатых червей;

в) насекомых;

г) моллюсков;

д) иглокожих;

е) губок

В5. Выберите три правильных ответа

Секрет копчиковой железы предохраняет оперение птиц от намокания. Эта железа хорошо развита у:

а) бакланов;

б) гагар;

в) гусей;

г) уток;

д) цапель

Часть С.

С1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, и объясните их.

  1. Основные классы типа Моллюски – Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие. 2. Моллюски относятся к вторичнополостным животным. 3. Дыхательная система моллюсков представлена жабрами. 4. У всех моллюсков хорошо развиты глаза. 5. К моллюскам относятся: кальмар, омар, прудовик, беззубка, устрица, слизень, наутилус.

С2. Дайте развёрнутый ответ

Могут ли сорняки быть полезны человеку?

С3. Установите соответствие между позвоночными животными и классами, к которым они относятся:

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

4

1

3

2

1

4

4

1

3

1

Часть В.

В1. 1, 3, 6.

В2. 1, 2, 4.

В3. 1, 1, 2, 2, 2, 1.

В4. в, г, д

В5. б, в, г, е

Часть С.

Баллы

2

1

Ответ неправильный

0

4

С3.:

Ответы к олимпиадным заданиям по биологии 7 класс. Школьный этап.

Вариант 2

Часть А.

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

3

3

1

3

2

2

2

3

2

4

За каждый правильный ответ 1 балл. Итого10 баллов

Часть В.

В1. 3, 4, 6.

В2. 2, 4, 5.

В3. 1, 2, 1, 1, 2, 2.

В4. б, д, е

В5. б, в, г

Часть С.

С1.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

Ответ включает все названные элементы, не содержит биологических ошибок

3

2

1

0

Максимальное количество баллов

3

С2.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

2

4

1

3

1

За каждый правильный ответ 1 балл. Итого10 баллов

Часть В.

За каждый правильный ответ 2 балла. Итого 10 баллов

В1. 1, 3, 6.

В2. 1, 2, 4.

В3. 1, 1, 2, 2, 2, 1.

В4. в, г, д

В5. б, в, г, е

Часть С.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа к вопросу С1.:

  1. масса растения увеличилась за счёт органических веществ, образующихся в процессе фотосинтеза;
  2. в процессе фотосинтеза из внешней среды поступают вода и углекислый газ.

Элементы ответа к вопросу С2.:

  1. при дыхании мышь выделяет углекислый газ, поглощая кислород, содержание которого под колпаком снижалось, что привело к смерти животного;
  2. в процессе фотосинтеза на свету растение выделяет кислород, необходимый для дыхания мыши, поэтому её поведение не изменилось

Ответ включает все названные элементы, не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает только 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальное количество баллов

4

С3.: За каждое правильное соответствие – 0,5 балла.- 3балла. Итого 7 баллов

С3. А-3, Б-1, В-2, Г-2, Д-3, Е-1

Всего можно набрать 27 баллов

Ответы к олимпиадным заданиям по биологии 7 класс

Вариант 2

Часть А.

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

3

3

1

3

2

2

2

3

2

4

За каждый правильный ответ 1 балл. Итого10 баллов

Часть В.

В1. 3, 4, 6.

В2. 2, 4, 5.

В3. 1, 2, 1, 1, 2, 2.

В4. б, д, е

В5. б, в, г

За каждый правильный ответ 2 балла. Итого10 баллов

Часть С.

С1.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

Ошибки допущены в предложениях:

  1. 3 – у сухопутных моллюсков жабры редуцированы, а дыхание осуществляется с помощью лёгкого
  2. 4 – глаза хорошо развиты у головоногих моллюсков
  3. 5 – омар относится к типу Членистоногие

Ответ включает все названные элементы, не содержит биологических ошибок

3

В ответе указаны и исправлены 2 ошибки ИЛИ указаны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них

2

В ответе указана и исправлена 1 ошибка ИЛИ указаны 2 – 3 ошибки, но исправлена только 1 из них

1

Ответ неправильный (ошибки определены неверно) ИЛИ указаны 1 – 3 ошибки, но ни одна из них не объяснена.

0

Максимальное количество баллов

3

С2.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

Сорняки могут принести пользу человеку, если:

  1. Не растут среди культурных растений, выращиваемых человеком
  2. Используются человеком для технических целей, как лекарственные растения, как кормовые культуры для животных

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает только 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальное количество баллов

2

За каждое правильное соответствие – 0,5 балла.- 3 балла. Итого 8 баллов

С3. А-2, Б-1, В-4, Г-5, Д-6, Е-3

Всего можно набрать 28 баллов