Меню
Бесплатно
Главная  /  Разное  /  Что лучше — зеркалка или мыльница? Обзор моей аппаратуры. Фото – это просто

Что лучше — зеркалка или мыльница? Обзор моей аппаратуры. Фото – это просто

Зеркальные камеры имеют богатый функционал и съемную оптику, поэтому каждый начинающий фотограф мечтает о таком устройстве. Однако в некоторых случаях можно обойтись и обычным компактным фотоаппаратом. Не всегда фотографу нужен весь функционал зеркальной камеры. Какие же преимущества есть у «мыльницы» и когда разумнее отказаться от «зеркалки»?

Если вам нужен компактный фотоаппарат, то «мыльница» – вне конкуренции. Это устройство можно носить в кармане или в сумочке, не привлекая внимания. Фотографы, которые хотят делать снимки незаметно или снимать в самых трудных условиях, должны иметь в распоряжении подобный аппарат. Зеркальную камеру сложно носить везде, а компактное устройство вы поднимете без проблем даже на вершину Гималаев. Маленькие аппараты не перегружают багаж. Если вы собрались в длительное путешествие , то все преимущества «мыльницы» оцените уже в пути.

Вы ищете универсальное устройство

Зеркальные камеры не относятся к категории универсальной техники. Оборудование настраивается под конкретный вид съемки. Для получения качественных кадров разного типа требуется несколько объективов, которые придется носить с собой. Это достаточно солидная нагрузка для вашего багажа, особенно если вы находитесь в путешествии. Взяв одну крохотную «мыльницу», можно получить больше результатов, чем от самой мощной зеркальной камеры.

В путешествии или в условиях, когда важен каждый килограмм в багаже, вы рискуете остаться вообще без снимков, если возьмете мощный зеркальный аппарат.

Съемка с нескольких точек

Чтобы вести съемку сразу с нескольких точек, не обязательно использовать 3-4 «зеркалки». Можно в качестве альтернативных камер подключить обычные «мыльницы». Они прекрасно разнообразят кадры и сделают ваше фото или видео более интересным. Профессиональные фотографы не отказываются от компактных аппаратов. Они стремятся использовать технику по назначению, учитывая ее функционал, преимущества и особенности.

Необходимо экономить энергию

Зеркальные аппараты расходуют заряд довольно быстро. Если зарядить устройство будет негде, то вы останетесь без снимков. Небольшие устройства более экономичны, поэтому и энергию они расходуют медленно. К многим моделям есть батарейки, большой запас которых сделает вас независимым от розеток. Можете делать снимки хоть в дикой тайге – отсутствие электричества вам не помешает.

Когда приходится снимать в течение нескольких часов конкретное мероприятие, оптимальным выбором станет зеркальный аппарат. Однако спустя какое-то время его заряд будет исчерпан. Для того, чтобы фотографировать в течение нескольких дней, лучше взять «мыльницу».

Если вы новичок

Если вы вообще ни разу не фотографировали на серьезном уровне, то вам лучше попробовать сначала делать снимки с помощью компактного аппарата. «Зеркалки» более сложные и мощные, они требуют предварительной подготовки. «Мыльницы» удобнее, с таким аппаратом вы всегда успеете снять интересный кадр. Научившись делать снимки, можете переходить на более мощное оборудование, а компактную «мыльницу» оставить для съемки в длительной поездке.

Если у вас есть травма или проблемы со здоровьем

У профессиональных фотографов нередко возникает такое заболевание, как туннельный синдром. Его причина – в специфическом положении запястий во время работы с тяжелой зеркальной камерой. В результате длительной работы запястья начинают болеть. Фотографировать становится очень тяжело, а порой – невозможно. В аналогичном положении оказывается фотограф, который получил травму руки.

Пользоваться зеркальной камерой в таких условиях невозможно - она слишком тяжелая и требует от самого фотографа много усилий. Зато на компактный и легкий аппарат можно продолжать снимать. Да, некоторые снимки будут далеки по качеству от тех, которые можно сделать, подключив специализированный объектив. Но не всегда качество настолько критично.

Используйте преимущества компактных аппаратов, чтобы фиксировать мгновения жизни. Гениальные снимки могут получиться даже на таком простом устройстве. Главное - иметь творческое вдохновение и стремится увидеть прекрасное в обыденном.

Где приобрести компактный аппарат?

Сейчас очень много розничных магазинов и интернет площадок позволяют приобрести компактный фотоаппарат по демократичной цене можно в интернет-магазине КотоФото.

Среди преимуществ онлайн-гипермаркета:

большой выбор фотоаппаратов
низкие цены на устройства
– оперативная доставка заказов
– товары высокого качества

Магазин сотрудничает с производителями и официальными поставщиками и реализует самые трендовые новинки, которые пользуются огромным спросом. Те модели, которые практически невозможно купить в обычном магазине дешево, вы купите без лишних трат в КотоФото. Магазин не устанавливает лишних наценок и предлагает востребованные модели.

У меня довольно часто спрашивают, что лучше взять: самую дешевую зеркалку или дорогую мыльницу? Есть ли разница в картинке? Что лучше? При этом каждый раз неизменно добавляется фраза "я не фотограф, в фотоаппаратах ничего не понимаю, и снимать много не планирую". Давайте разберемся уже в этом вопросе. Сравним начальную зеркальную камеру CANON 1100D и Sony NEX5.

Сделаем одну небольшую оговорку: в качестве примера фотографий зеркалки будем использовать фото камеры 400D, а характеристики будем указывать камеры 1100D. Сделаем мы это по той простой причине, что и 400D и 1100D зеркальные камеры начального уровня, но 400D давно снята с производства, и на смену ей пришла камера с более продвинутыми характеристиками. Ну а так как этой камеры в наличии нет - будем сравнивать фото, сделанные предшественником 1100D.
Sony NEX5 в качестве примера мыльницы выбрана потому, что она в общем-то сравнима по цене с зеркалками, у нее получаются очень неплохие картинки, и главное - было у кого взять примеры фотографий сделанные ей.
И так, давайте сравнивать.

Цена:

Sony Alpha NEX-5R Kit на Яндекс.Маркете стоит 22 990р с разбегом от 19 900р до 34 216р.
Canon EOS 1100D Kit на Яндекс.Маркете стоит 14 250р с разбегом от 11 708р до 28 499р

Самая простая зеркальная камера с самым простым объективом стоит даже дешевле продвинутой мыльницы. Если подбирать зеркальную камеру сопоставимую по цене с Sony NEX5, то можно посмотреть на Canon 600D она Яндекс.Маркете стоит уже 22 389р с разбегом от 15 890р до 38 500р. Но сейчас мы этого делать не будем.

Габариты:

Sony Alpha NEX-5R Kit
111x59x39 мм, без объектива. При этом вес 218 г, без элементов питания и без объектива

Canon EOS 1100D Kit
130x100x78 мм, без объектива. При этом вес 495 г, без элементов питания; без объектива

NEX 5 в два раза компактнее и в два раза легче весит. Что это значит? Это значит, что он может валяться в женской сумочке и не занимать в ней всё свободное место. Для него не потребуется специальная сумка или рюкзак. А это, согласитесь, серьезное преимущество в путешествиях. Да и просто это удобно. Иногда мне лично не хватает хорошей компактной камеры, которую можно бы было таскать с собой, но отдавать 20 т.р. за мыльницу мне жалко (лучше добавить еще 20-30 и купить хороший объектив), а камеру, которую можно купить за 3-5 т.р. мне не нужно, потому что камера с таким же качеством картинки есть у меня в телефоне.

Что умею камеры:

Sony Alpha NEX-5R Kit


  • Максимальное разрешение 4912 x 3264

  • Чувствительность 100 - 3200 ISO, Auto ISO, ISO6400, ISO12800, ISO25600

  • Режим серийной съемки есть

  • Таймер есть

  • ЖК-экран 921600 точек, 3 дюйма

  • Выдержка 30 - 1/4000 с


  • Интерфейсы USB 2.0, HD-видео, HDMI, аудио, Wi-Fi

  • Емкость аккумулятора 330 фотографий

  • Максимальное разрешение роликов 1920x1080

Canon EOS 1100D Kit


  • Максимальное разрешение 4272 x 2848

  • Чувствительность 100 - 6400 ISO, Auto ISO

  • Скорость съемки 3 кадр./сек

  • Таймер есть

  • ЖК-экран 230000 точек, 2.70 дюйма

  • Выдержка 30 - 1/4000 с

  • Ручная настройка выдержки и диафрагмы есть

  • Интерфейсы USB 2.0, HD-видео, HDMI, разъем для пульта ДУ

  • Емкость аккумулятора 700 фотографий

  • Максимальное разрешение роликов 1280x720

И так, давайте разберемся что значит что.
Максимальное разрешение - это физический размер картинки. Чем он больше, тем, тем больше картинка. Ну а чем больше картинка, тем на большем размере ее можно распечатать.
ISO - это светочувствительность. Чем больше этот показатель у камеры, тем в более худших условиях освещенности можно производить съемку. Например, можно снимать вечером, без штатива, и при этом фото будут не смазанными. Однако, при использовании высоких значений ISO возрастают так называемые "шумы" и на фотографии появляется "зернистость". Т.е. большие значения ISO могут иногда пригодиться, но часто ими пользоваться смысла нет, потому что фотографии получаются "шумные". По опыту могу сказать, что на ISO выше 1600 картинка получается не очень. Хотя, иногда возникает необходимость им воспользоваться.
Если вы снимаете спорт - там необходима серийная съемка, чтобы успеть сделать несколько кадров, а затем выбрать. Оба аппарата это умеют, хотя и не понятно, сколько кадров в секунду умеет NEX 5.

ЖК-экран у NEX 5 несколько больше - это удобно, чтобы сразу более детально посмотреть, что получилось. Обратной стороной компактности NEX 5 и его большего экрана является малая живучесть. Если Canon EOS 1100D Kit может сделать 700 кадров без подзарядки, то NEX 5 лишь 330. Понятно, что это лишь оценочные цифры, и в реальности они могут отличаться как в плюс, так и в минус на 20-40%, но факт в том, что по оценкам производителей, аккумулятора NEX 5 хватает на в 2 раза меньшее число кадров, чем аккумулятора 1100D. Важен ли этот параметр - каждый решает сам. К примеру, моя мама за месяц отпуска может сделать 100-150 кадров. Я же за день в Питере делал более 500 кадров.

Да, совсем забыл - у NEX 5 сенсорный экран и есть wi-fi. Т.е. чтобы посмотреть то, что вы сняли - не нужно жать кнопки. Можно сделать это, проведя пальцами по экрану. Ну и если вы на территории отеля, где есть wi-fi - вы можете сразу отправить фото в фейсбук. Это не то, чтобы важные технические характеристики, но, фишки приятные.

Что у нас в итоге получается в результате сравнения характеристик?
Canon EOS 1100D Kit
+дешевле
+более живучая батарейка

Sony Alpha NEX-5R Kit
+компактнее
+сенсорный экран
+возможность отправлять фото с камеры сразу в фейсбук

Как видим, у каждого свои преимущества.

Теперь про картинки.

Вот фото, уменьшенные до 800 точек:






Специально не подписываю, какая из фото какой камерой сделана. Особо продвинутые могут сохранить и посмотреть EXIF, но я думаю это ни к чему. Гораздо важнее, видите ли вы разницу на глаз? Я, если честно, ее не вижу. И 800 точек по ширине - это приблизительно тот размер, что можно наблюдать в соцсетях. Т.е. в большем разрешении ваши фотографии в интернете вряд ли кто-то увидит.

Теперь посмотрим кропы с этих фотографий в натуральную величину, чтобы было понятно, как выглядит картинка при увеличении ее до 100%. Это важно, если вы планируете смотреть фото на больших экранах, или печатать на больших форматах.

Тоже разница особо не заметна.
Теперь по размерам файлов. Файлы с камеры Sony имеют размер исходного файла с качеством 100% 4,28-6,59 мб. Файлы камеры CANON при тех же условиях имею приблизительно такой же размер.

Что бы взял я?
Если бы стоял вопрос вложения денег - я бы взял зеркалку. Если бы у меня были обе камеры, и я собирался в небольшое путешествие - наверное, я бы выбрал соньку. Она легче и компактнее, картинки по качеству не уступают начальной зеркалки с простой оптикой, но у нее есть преимущество - сделав снимок, им можно сразу похвастаться с друзьями. Да, на постеры формата А4 эти картики вряд ли годятся, но для семейного альбома и те и другие одинаково хороши.

Тема данной статьи, я думаю, волнует очень многих людей. Наступает пора летних отпусков, сайты туроператоров ломятся от посетителей, раскупаются Турция, Египет, Испания, Греция и другие страны. Кто-то предпочитает отдых на российских курортах средней полосы. И вот, заветная путевка уже у вас в кармане и пришло время собирать чемоданы...

Что-то мне подсказывает, что вы не мыслите свой отдых без фотоаппарата. Лично я всегда подходил к этому вопросу более чем серьезно - во всех без исключения путешествиях моими неизменными спутниками были с парой объективов, иногда даже штатив. Однако, в последнее время мое отношение к фотосъемке на отдыхе кардинально поменялось. Я стал ловить себя на мысли, что туристические фотографии практически никогда не отличаются особой художественностью - фотографируются места и объекты, снимками которых уже давно наводнен интернет, точки съемки - одни и те же, условия освещенности - одни и те же (почти всегда - яркий солнечный день), то есть, ничего уникального. Особенно это касается отельно-пляжного отдыха, который почти всегда проходит среди искусственного ландшафта. Согласитесь, не рационально тащить с собой килограммовую зеркалку, чтобы фотографировать убранство отелей, общественные пляжи и местные достопримечательности, облепленные такими же как вы туристами как и вы. В связи с этим я пошел на эксперимент...

Недавно моей семье посчастливилось отправиться на три дня в местный пансионат на берегу Горьковского водохранилища. Я не стал паковать свой фоторюкзак, а решил в этот раз обойтись карманной мыльницей . Заодно преследовалась задача проверить пригодность мыльницы для travel-фотографии - какое количество и качество фотографий можно получить в реальных "боевых" условиях, проверить насколько комфортно я буду чувствовать себя, не имея под рукой привычной зеркалки.

Итак, в путь...

Ландшафт, в котором располагался пансионат Лагуна Юг был достаточно типовым для средней полосы - за спиной глухой сосновый бор (со злыми комарами), впереди - километра два водной глади. Территория пансионата изобиловала стриженными газонами, аккуратными деревянными домиками, асфальтированными тропинками, клумбами, альпийскими горками и другими изысками из области ландшафтного дизайна. Как в таких условиях можно фотографировать художественный пейзаж (то, ради чего я порывался взять зеркалку) - ума не приложу. Мыльница же пришлась как нельзя кстати!

Свои впечатления я сравнивал с предыдущей поездкой в Турцию (осенью 2012 года), когда таскал с собой Canon EOS 5D. Фотографии из Турции и из российского дома отдыха будут дальше...

Исходя из личных впечатлений мной были сделаны следующие выводы.

Стоит ли ехать в отпуск с зеркалкой?

Решайте сами. Я только перечислю плюсы и минусы этой затеи...

Плюсы:

Возможность получать высококачественные снимки как при ярком дневном, так и при плохом освещении без вспышки (например, в музеях)

Возможность применения поляризационного фильтра, с ним снимки в яркий солнечный день получаются более выразительными

Емкий аккумулятор, дающий возможность на одной зарядке сделать до 1000 снимков.

Минусы:

Приходится постоянно таскать с собой фоторюкзак или фотосумку весом от килограмма и больше (у меня - 3.5 килограмма в полной комплектации).

Невозможно вести "скрытную" съемку. Многие люди, видя, что их фотографируют, ведут себя неестественно.

Долгое время на подготовку к съемке (если фотоаппарат лежит в сумке или рюкзаке).

Боязнь забрызгать, поцарапать, запылить или иным способом повредить аппарат заставляют отказываться от съемки интересных сюжетов - рафтинг, джип-сафари, и других развлечений.

Пример тревел-фото, сделанных на зеркалку Canon EOS 5D







Ради этих снимков я 10 дней таскал на себе рюкзак весом 3.5 килограмма! Да, качество на высшем уровне, но художественной ценности ноль. По-моему, оно не стоит того...

Фотографии в более крупном масштабе можно посмотреть в моем профиле Вконтакте - фотольбом Турция, 2012 .

Мыльница для съемки отдыха - больше плюсов, чем минусов!

Лично мне мыльница показалась гораздо практичнее зеркалки для съемки отдыха. Для документирования событий ("я на фоне часовни построенной в 14 веке") большего и не надо. Художественная фотосъемка и экскурсии, как показала практика, вещи несовместимые.

Плюсы мыльницы:

Фотоаппарат всегда с собой - он лежит в кармане или небольшой поясной сумке, либо просто болтается на коротком ручном ремешке. Нет нужды оставлять его в номере, так как он почти ничего не весит и имеет размер чуть больше мобильного телефона.

Быстрая готовность к съемке - быстро вынул из кармана, включил - на это уходит не более 2 секунд

Если фотоаппарат водонепроницаемый, это открывает массу возможностей по съемке водных развлечений. Естественно, на дайвинг брать такой аппарат не стоит, но для аквапарка вполне сгодится.

Фотограф с мыльницей практически не привлекает внимания окружающих, что позволяет делать более интересные в плане сюжета снимки

К вам не будут приставать другие туристы с просьбой "сфотографируйте нас, пожалуйста"

Пример тревел-фото, сделанных на мыльницу Sony CyberShot TX10







Фотографии, в принципе, получились вполне приличные - они замечательно смотрятся на экране 32" телевизора! При том, что фотоаппарат весит около 130 грамм и легко помещается в карман!

Минусы:

Такие "общепринятые" недостатки, как медленный автофокус, большой лаг затвора и низкая скорострельность в современных мыльницах практически отсутствуют, по крайней мере при дневных условиях съемки. Из существенных недостатков остались только эти:

Худшее, чем у зеркалки, качество изображения (особенно при плохом освещении). Максимум, на что хватит качества - печать 10*15.

У многих мыльниц слабый аккумулятор, которого хватает максимум на 1 день съемок. Желательно иметь еще запасной аккумулятор.

О последнем хочется поговорить отдельно...

Как продлить жизнь аккумулятору мыльницы?

Согласно техническим характеристикам, аккумулятор моей Соньки расчитан на 250 снимков на одной зарядке, однако больше 150 снимков получалось сделать редко. Знакомая ситуация?

В этой поездке я попробовал некоторые приемы работы с фотоаппаратом, которые позволили мне сделать на одной зарядке 320 снимков, то есть, превзойти показатель, указанный в официальных технических характеристиках почти на 30%! И вот в чем секрет...

В первую очередь, нужно определиться, что сильнее всего сажает аккумулятор. Логично предположить, что чем большую вычислительную работу выполняет процессор фотоаппарата, чем чаще срабатывает вспышка, чем активнее используется зум, тем быстрее садится аккумулятор. Чтобы сократить это энергопотребление, нужно стараться не использовать особо ресурсоемкие функции, либо сократить их использование до разумного минимума.

  1. Видео FullHD 1920*1080, 50 кадров в секунду сажает полностью заряженный аккумулятор минут за 20! Вам действительно нужно такое качество? Большинство видео, снятого на фотоаппарат не уходит дальше Youtube или Вконтакте, а для них же достаточно разрешения видео 640*480. Снизив разрешение видео хотя бы до 1280*720 вы добьетесь ощутимой экономии энергии аккумулятора. Кстати, просмотр отснятого видео тоже быстро сажает аккумулятор.
  2. Встроенная вспышка . Отключайте ее, если она реально не нужна! Современные мыльницы позволяют снимать с весьма высокой чувствительностью ISO. Кто-то возразит - "шумы будут очень сильные!" Да, шумы будут весьма ощутимыми. Но, давайте посмотрим правде в глаза - подобные фотографии либо вообще не печатаются и смотрятся на мониторе, либо печатаются форматом 10*15, а еще их выкладывают в Вконтакте, где они сжимаются до веб-размеров. При этих условиях шумы не столь и заметны! В качестве примера прилагаю пример фотографии, снятой мыльницей за 200 долларов на ISO800, уменьшенной до веб-размера (никакой постобработки не проводилось, только ресайз и незначительный шарп).


    Фото сделано в музее истории ОАО "ГАЗ", Нижний Новгород.
    Фотоаппарат Sony Cybershot TX10, выдержка 1/13 сек, ISO800. И где тут шумы?

  3. Яркость ЖК-экрана . Не знаю, как в других аппаратах, но в моей соньке есть так называемый "простой режим", когда на экране отсутствуют какие-либо пункты экранного меню, а выводятся только крупные цифры - сколько осталось кадров и индикатор заряда батареи. В принципе удобно для тех, кто снимает по принципу "навел и нажал". Однако, в этом "легком режиме" яркость экрана почему-то вывернута на максимум и убавить ее нет никакой возможности. Так что, не все что "легко" для пользователя так же легко для фотоаппарата.
  4. Функция "Автопанорама" (Sweep Panorama) . Во многих современных аппаратах есть функция склейки панорамы на лету - мы нажимаем кнопку спуска, проводим аппарат вдоль линии горизонта и через некоторое время на выходе получаем готовое панорамное изображение. Достаточно удобная вещь! Особенно оценят эту функцию веб-дизайнеры - удобно делать "шапки" для сайтов:) Однако, представьте, какой алгоритм должен "прокрутить" процессор, чтобы склеить на лету панораму? Кстати, для автопанорамы штатив так же необходим, как и для панорамной съемки, выполняемой вручную, иначе кривой горизонт будет гарантирван!

  5. Функция "Авто HDR" . HDR - это технология расширения динамического диапазона, по которой вместо одного кадра делается три - затемненный, нормальный и засветленный. Потом это объединяется в один кадр, на котором одинаково хорошо проработаны и света и тени. Особенно востребован этот режим при съемке в яркий солнечный день, а также на рассвете/закате, когда солнце попадает в кадр и аппарат из-за этого "слепнет". На старых аппаратах для получения HDR-изображений использовалась функция брекетинга экспозиции (эксповилка), затем полученные изображения сводились в одно на компьютере при помощи программы Photomatrix или другого прораммного обеспечения. Современные аппараты умеют делать HDR-изображения "на лету". Учитывая относительно небольшой динамический диапазон у мыльниц, функция авто-HDR весьма интересна!


    Как видим, режим авто-HDR прежде всего направлен на спасение теней, пересвеченные участки остаются практически без изменения

    Однако, как вы наверно уже догадываетесь, получение HDR также принадлежит к числу ресурсоемких задач и если вы хотите как можно дольше сохранить работоспособность работоспособность аккумулятора, злоупотреблять HDR не стоит. Да и не всегда использование HDR уместно, поскольку может и навредить:


    На этой фотографии внутрикамерный HDR не пошел на пользу...

  6. Следящий автофокус . Эта функция задействует автофокус все время, когда камера включена, даже если съемка не ведется. Система автофокуса постоянно анализирует картинку, которую видит объектив и постоянно пытается навестись на наиболее значимый (с ее точки зрения) объект. Это является причиной дополнительного энергопотребления.
  7. Стабилизация изображения . Оптический стабилизатор приводится в действие микромоторчиками, встроенными в объектив, которые постоянно стараются скомпенсировать дрожание ваших рук при помощи перемещения специальной подвижной группы линз. В некоторых аппаратах системастабилизации двигает не линзы, а саму матрицу, но суть от этого не меняется. Стабилизация нужна лишь в условиях слабой освещенности, а также при съемки с большим фокусным расстоянием (зум на максимуме), в остальных случаях она бесполезна и лучше ее отключать, поскольку стабилизатор является дополнительным потребителем электроэнергии.
  8. Оптический зум . В большинстве компактных аппаратов используется электромеханическое зуммирование. При нажатии на рычажок включается моторчик, который перемещает линзы в объективе, благодаря чему мы получаем эффект приближения/удаления. Этот моторчик берет энергию от аккумулятора камеры. Не дергайте зум туда/сюда только ради баловства. Кстати, 90% сюжетов, возникающих во время отдыха можно снять на минимально возможном фокусном расстоянии (28-35 мм в пленочном эквиваленте). С этими же фокусными расстояниями оптимально фотографироваться с чем-то или на фоне чего-то.

Вместо заключения

Предвижу шквал возмущения в комментариях, мол, что вы такое тут советуете? То пишете, что нужно снимать в RAW и то что лучше зеркалок пока еще ничего не придумали, а тут такая активная реклама мыльниц? Но, давайте, все же, будем обсуждать "мух отдельно, котлеты отдельно!".

Трэвел-фото (туристическая фотография) делается в основном только для себя. С ним связаны воспоминания, причем яркость этих воспоминаний никак не связана с техническим качеством фотографий. Теперь я понимаю людей, которые катаются по миру и снимают все на мыльницы и на ай-фоны - они не ставят перед собой никаких художественных целей, они лишь документируют события, тем самым сохраняя свою историю. А поскольку техника их не обременяет и не накладывает никаких ограничений (я бы не поехал с тяжелым фоторюкзаком кататься на американские горки:), поэтому их отдых, зачастую, намного ярче и насыщеннее, чем у "серьезных" фотографов, вроде вот этого...

p.s. Хорошо, когда не жалко! Это одна из причин, по которой с недорогим, но водонепроницаемым фотоаппаратом вы имеете гораздо больше шансов наделать интересных, "живых" снимков с полным погружением (в буквальном смысле этого слова) в атмосферу отдыха.


p.s. Приятного отдыха и удачных фотографий!

Сегодня,по многочисленным просьбам читателей, публикую заметку о своей фототехнике, а заодно поделюсь кое-какими спорными соображениями. Почему спорными? Потому что тема эта по определению относится к категории "сколько людей, столько и мнений". И хоть большая часть статьи будет посвящена описанию моей фотоаппаратуры, накопленной за последние 5 лет, тем не менее от кое-каких советов я не удержусь. Советы эти будут абсолютно любительские, за профессиональными лучше обращаться к профессионалам.

Собирался я сделать такой обзор давно, уже месяца три, и этому есть достаточно веская причина.

Ни для кого не секрет, что в интернете постояно ведутся непрекращающиеся баталии по поводу - какой фотоаппарат выбрать, что лучше зеркалки или продвинутые мыльницы, а теперь все совсем окончательно запутались, так как появились беззеркалки, но со сменными объективами. Большинство своих фотографий я снимаю на зеркалку начального уровня Nikon D80. Однако в этом году мне захотелось провести небольшой эксперимент над своими читателями.

Суть эксперимента проста - в начале года мы приобрели для младшего сына Игоря современную продвинутую мыльницу Canon S95. Снимал на Canon конечно не только сын, но и мы с женой, во время наших многочисленных путешествий. Снимки с мыльницы публиковались на сайте наравне с "зеркальными" фотографиями. Иногда, кстати, их даже было больше, чем никоновских.

И что? -спросите вы.

Прошло вот уже больше полугода, но пока так никто и не написал - почему это на сайте вдруг стали появляться мыльничные снимки? Конечно, не исключено, что причина кроется в тактичности постоянных читателей, которые все давно разглядели, но не хотят обидеть автора. Хотя, как мне кажется большая часть (и я в том числе) не увидела особой разницы в снимках сделанных мыльницей и зеркалкой.

Но я еще вернусь к вопросу сравнения фотографий. А пока начнем с обзора техники.

Первым настоящим осознанным фотоаппаратом для меня стал Panasonic Lumix FZ-10. Главными его особенностями были 5 МПикселей, 12-кратный зум и светосильный 2.8 объектив по всей длине. Достаточно крупный размер фотоаппарата автоматически поднимал оценку моего "профессионализма" в глазах окружающих, и на первый же выход в людное место, с целью поснимать своих детишек, чужие родители мне стали предлагать деньги. Такая реакция окружающих задрала мой фотогафический авторитет среди родных и близких до невиданных высот. Правда на художественной ценности полученных мною снимков это к сожалению никак ни сказалось. Тем не менее с имиджевой точки зрения размер Панасоника тоже можно отнести в плюс. Хотя к размеру мы еще вернемся чуть позже.

Если бы не шумная матрица и слабый аккумулятор, аппарат был бы вообще отличный. Но нужно было расти, а рост подразумевался в сторону зеркалок.

Критерии выбора фотоаппарата

Многие начинающие фотолюбители при покупке зеркальной камеры совершают одну, на мой взгляд достаточно серьезную ошибку. Она заключается в том, что они начинают выбирать..... камеру. А нужно бы начать с выбора объективов. Потому что на любительском уровне техническая часть снимка в большей степени определяется "стеклом" (так на сленге называются объективы), а не самой камерой.

Что это означает?

Если вы хотите снимать пейзажи, вам нужен широкоугольный объектив. Если портреты - портретник. Если птичек в полете - телевик. К какой камере они будут прикручены - это уже вторично. Почему так важно определиться с набором объективов? Потому что они очень часто стоят дороже, чем "тушка" - так называют фотоаппарат без объектива. А нам, любителям, приходится совершать покупку в рамках определенного ограниченного бюджета. Использование же штатных универсальных объективов на зеркалках нижнего уровня скорее всего вас разочарует. Штатный объектив - это компромисс между ценой и качеством в пользу первого. Именно от владельцев зеркалок со штатными объективом иногда можно услышать искреннее возмущение - почему зеркалка снимает хуже продвинутых мыльниц?

Посмотрите ради интереса наш тест камеры отличаются по цене почти в три раза, но на одном и том же объективе дают практически одну и ту же картинку.

Рассчитывая бюджет на покупку камеры очень важно сразу включить в него стоимость правильных стекол. Каких именно - тут решать каждому самостоятельно в зависимости от поставленных творческих задач.

Выбирая фотоаппарат лично я исходил из следующих факторов:

Вес не более полукилограмма без объектива. Потому что все это приходится носить на себе;
- Класс камеры любительский или полупрофессиональный, так как зарабатывать фотографией я не планирую, а крутизна камеры никоим образом не влияет на то, понравится зрителям снимок или нет. Поэтому бюджет был ограничен суммой не более $1000 за тушку.
- Производитель должен быть более-менее известен, Canon или Nikon, так как у нас на периферии и с ними то не все будет гладко, а уж с более редкими моделями и подавно;

Вот наверное и все главные критерии.

Зеркалка

Начнем с объективов. От КИТового объектива (т.е. того, которым комплектуется фотоаппарат с завода) я сразу отказался и в качестве штатного объектива был взят в меру светосильный 2.8-4.0 с фокусными 24-85 мм.

Мой штатный объектив

Объектив светлый, резкий, и как штатный на все случаи жизни очень неплох. Но у хорошего стекла есть не только плюсы - качественные объективы обычно дорогие (это еще можно пережить, все таки стекло берется раз и на много лет), но они еще и большие, и тяжелые. Вот последний факт весьма критичен для тех, кто передвигается с фотоаппаратом на своих двоих.

Второй объектив, без которого сложно представить зеркальщика - "полтинник", объектив с фиксированным фокусным расстоянием 50 мм и светосилой 1.8. Очень маленький и очень легкий, но невероятно резкий. Именно такие объективы дают почувствовать фотографу прелести зеркалки.

Полтинник

Полтинники бывают еще более светосильные (1.4) и соответственно более дорогие. На вопрос, как отразится разница в цене объективов на восприятии фотографии, сделанной любителем, мой ответ прост - никак. Поэтому был выбран именно такой полтинник.

Достоинств у полтинника много, помимо резкости и светосилы (т.е. можно снимать без вспышки там, где другие объективы уже требуют свет), такой объектив умеет хорошо размывать задний план. Но у него есть очень важный недостаток - размер. Да, да, опять возвращаемся к размеру. Несерьезный размер полностью перечеркивает ваш имидж, как серьезного фотографа. Со стороны можно подумать, что у человека денег на фотоаппарат хватило, а вот на объектив уже нет. Согласитесь, как объяснить второй половине, на что были потрачены $300, когда гораздо большие стекляшки можно купить за меньшие деньги?! Конечно это шутка, хотя если вы не сталкивались с такими объективами, то теперь уже точно не попадете впросак. Не всегда размер имеет значение.

Два вышеперечисленных объектива долгое время почти перекрывали мои потребности. Почему почти? 24 мм оказалось все-таки узковато для съемок пейзажей, поэтому мне приходилось на природе снимать панорамы из 2-3 кадров, чтобы как-то расширить горизонт. Например при поездке на Киин-Кериш (), таких панорам набралось очень много и несколько дней я занимался только тем, что клеил их и клеил. Хорошо, что есть программы, которые позволяют автоматизировать этот процесс.

Чтобы расширить горизонт в прямом и переносном смысле, в прошлом году был приобретен широкоугольный объектив 10-24 мм (). Учитывая очень большое количество пейзажных снимков у меня на сайте, "ширик" фактически стал штатником на моем фотоаппарате.

Ширик

Классом он пониже, чем первый объектив, поэтому, несмотря на схожие габариты, полегче. Очень помогает определиться с выбором объективов сайт foto.ru, на котором есть тесты и отзывы фотографов по различным моделям с образцами фотографий.

И наконец, главный боевой друг - Nikon D80 с еще одной, абсолютно незаменимой вещью - внешней фотовспышкой.

Боевой друг

Фотовспышка также с моей точки зрения обязательный аксессуар, который должен быть приобретен с зеркалкой. По крайней мере для тех, кто планирует снимать в помещении. Скажу даже более широко - для тех, кто планирует пользоваться вспышкой вообще. Рассказывать о том, насколько полезна внешняя вспышка, можно много и долго, и эта тема достойна отдельной статьи. Я использую внешнюю вспышку Nikon SB-800 (сейчас выпускается более новая модель - SB -900).

Но на последнем снимке есть еще один предмет, о котором стоит упомянуть. Вы его видите? А он есть. Это задний, слегка помятый фон, сделанный на самом деле из компактного отражателя. Его я фотографировать отдельно не буду, отражатели существуют самые разные и их легко найти в фотомагазинах.

Складной отражатель

Конечно же стоит упомянуть еще об одной желательной вещи - штативе, которых у меня сразу два, но большую часть времени они бесполезно лежат в шкафу. Почему - я думаю вы и сами легко догадаетесь. Маленькие компактные штативы на гнущихся ножках, к сожалению, не подходят для зеркалок, так как не выдерживают вес камеры и объектива. Тем не менее такой "паучок" у меня тоже имеется.

Как и два поляризационных светофильтра - незаменимая вещь при съемке пейзажей.

Приобретая много дорогостоящего фотобарахла нужно заранее подумать о том, в чем вы его будете хранить и переносить. Для этих целей служат фотосумки и фоторюкзаки.

Рюкзак мой, набивка не моя

Фоторюкзак используется в поездках и походах, фотосумка - в помещениях. На первых порах можно обойтись одним фоторюкзаком.

Мыльница Canon s95

Второй фотоаппарат - Canon S95, позиционируется как лучшая мыльница для зеркальщика. В чем это выражается? Он имеет практически все настройки, которые есть у зеркальных фотоаппаратов и доступ к этим настройкам сделан максимально быстрым и удобным. Но при этом сохранились и все обычные мыльничные прибамбасы, как поиск лиц, улыбок, спуск затвора подмиргиванием глаза и т.п.

Наша мыльница

Аппарат очень и очень неплохой. Учитывая прогресс и разницу в возрасте по некоторым показателям он даже лучше моего Никона. По крайней мере снимки в темноте мне понравились больше. Однако сразу хочу предупредить, что для обычного любителя функционал камеры может оказаться излишним и более того, даже будет мешать. Доказательством служит тот факт, что каждый раз после попадания Canon S95 в чужие руки, мне приходится порой очень долго приводить его в сознание, восстанавливая нормальные настройки.

Самым главным недостатком Canon S95 является - фотовспышка. Тут проигрыш мыльницы перед зеркалкой виден невооруженным взглядом. Если поставить фотовспышку на автомат, то в неожиданный момент она выскакивает с левой стороны, пугая фотографа. Однако это еще не самое страшное, хуже, когда мозги фотоаппарата решают, что вспышка больше не нужна и она автоматически убирается в корпус, по пути обязательно прищемив палец левой руки. О какой творческой составляющей после этого можно думать? Зеркалки себе такого не позволяют!

Как я уже писал, на сайте у меня нередко публикуются фотографии сразу с обоих камер. Если говорить о "мыльничных" снимках, то они есть например вот здесь: и . А здесь, в есть и те, и другие. Причем, чтобы разобраться, мне самому пришлось залезть в исходники и только по названию файлов определить, кто был со-автором снимка. Интересно, а вы определите фотоаппарат?

Безусловно, мыльница не заменит зеркалку по универсальности, определяемой возможностью смены объектива, но с другой стороны, плюсы мыльниц тоже велики. Извиняюсь за тавтологию, особенно плюсы велики, когда ты едешь на велике или ползешь в гору пешком. Поэтому теперь я таскаю на себе два фотоаппарата 🙂

Видеосъемка.

В последнее время все больше фотографов начинает понимать, что видеосъемка на фотоаппарате - это уже не глупость, а вполне полезная вещь. И если на мыльницах качество съемки все равно заметно уступает видеокамерам, то на зеркалках оно становится уже сравнимым. А разнообразие сменных объективов на зеркальной камере позволяет реализовать самые разные творческие задачи.

В моих последних видеороликах, опубликованных в этом году на сайте, уже неоднократно вставлялись кадры, снятые с помощью мыльницы Canon s95. И в который раз подтверждается истина - не важно чем, важно что снято. Интересный сюжет получает тысячи просмотров, а супер HD картинка может оставить зрителей равнодушными.

Поэтому, выбирая современный фотоаппарат требования к FullHD видеосъемке мне кажется уже обязательным.

По понятным причинам на моей зеркалке видеосъемки еще не было, поэтому видео снимаю на вот эту камеру:

Видеокамера FullHD + широкоугольная насадка

Итоги

Понимаю, что вопрос выбора фотоаппарата является весьма спорным, конечный итог я подводить не буду. Потому что фотография для меня в 90% случаев является дополнительным творческим инструментом, иллюстрацией к основному тексту. И мне намного проще, чем "чистому фотографу". Он должен передать все, что хочет сказать, исключительно средствами фотографии, я же предварительно готовлю почву текстом, нагнетаю обстановку "продолжением следует...". После такой подготовки фотография воспринимается уже не как изображение "машины в грязи", а уже как "машина в грязи, которая до этого...." и еще 5 страниц текста. И наверное лишь в 10% случаев я делаю снимки, которые для себя в душе считаю настоящей фотографией.

Вот исходя из этих предпосылок было написано все, что вы прочитали. Возможно у вас будут совсем другие цели и задачи и вы пойдете своим путем. Но какой бы дорогой мы, фотолюбители не шли, выбирая между продвинутой мыльницей и начальной зеркалкой, профессионалы советуют нам помнить главное - снимает не камера, а фотограф.

Хммм. Какой-то пафосный финал получился. Может быть у кого-то найдется хороший анекдот на фото-тематику, чтобы концовка повеселее звучала 😉

Кстати, если вас интересует сравнение мыльница-продвинутая мыльница-зеркалка, то рекомендую прочесть еще один тест

Исследование фотоаппаратов проводилось в специализированной лаборатории в Европе. Роскачество совместно с ICRT (International Consumer Research and Testing), крупнейшей международной ассоциацией, занимающейся сравнительными потребительскими тестами, провело исследование 50 компактных фотоаппаратов и 35 устройств со сменной оптикой.

В показатели оценки качества фотоаппаратов входили:

Качество изображения – 45 % (получившиеся фотографии, разумеется, не редактировались и просматривались на профессиональном оборудовании).

Простота использования – 30 %.

Экран – 10 %.

Качество видео – 10 %.

Вспышка – 5 % (при ее наличии).

Топ-5 моделей с наивысшим результатом составили модели разных брендов. Среди них Panasonic Lumix DMC-GX8, Samsung NX1, Sony Alpha 7 II, Nikon D500 и Olympus OM-D E-M5 Mark II. Все это аппаратура со сменной оптикой. Самую низкую общую оценку получили компактные Nikon (COOLPIX S02 и COOLPIX A300), Sony Cyber-shot DSC-W800, Panasonic Lumix DMC-XS1 и Nikon COOLPIX L27. Однако из этого нельзя сделать вывод, что компактные фотоаппараты во всем хуже фотоаппаратов со сменной оптикой. Все зависит от каждой конкретной модели, а также от того, с какой целью вы покупаете камеру.

Самый главный идентификатор качественного фотоаппарата – это сделанные с помощью него снимки. Так, для испытания были отсняты несколько портретов, натюрморты с мелкими деталями, улица при различном освещении, а также различные предметы. При этом в комнате постоянно менялось освещение: с хорошего на плохое и обратно.

Как и предполагалось, самые высокие оценки за качество изображений получили фотоаппараты со сменной оптикой. Это Sony Alpha 7 II, Panasonic DMC-GX8 и Fujifilm X-T 10. Исследование показало, что не каждая «зеркалка» и «беззеркалка» дает превосходные снимки – все зависит от конкретных моделей. Да, в первую десятку лидеров компактные фотоаппараты не вошли (кстати, в рейтинге выделился бренд-лидер: в топ-10 вошли шесть устройств со сменной оптикой Fujifilm), однако уже в двадцатке прочно заняли свое место четыре устройства этого типа, оставив позади десятки «зеркалок» и системных фотоаппаратов. Среди компактных фотоаппаратов лучшее качество изображений при автоматическом режиме показали модели Canon (IXUS 255 HS, PowerShot S200, PowerShot N100).

Следующий показатель - работа стабилизатора. Для того чтобы понять, справляется ли фотокамера с «встряской», эксперты устанавливали ее на электродинамический шейкер, который совершал движения, схожие с тем, как двигается человек. Выяснилось, что ряд беззеркальных и зеркальных фотоаппаратов отлично справляется с «встряской». Лучшие результаты показали беззеркальные Sony Alpha 7 II, Fujifilm X-A10 и Olympus PEN E-PL8. Что касается компактных фотоаппаратов, «трясти» их нежелательно, то есть стабилизация изображения, даже при наличии соответствующих функций, развита у них не очень сильно. Однако довольно высокие оценки по этому показателю получили фотоаппараты Canon моделей IXUS 190, PowerShot N2 и PowerShot S200. Интересно, что как самый лучший, так и самый худший результат по этому параметру показали разные беззеркальные фотоаппараты одного и того же бренда – Fujifilm.

При оценке фотоаппаратов эксперты учитывали и такой показатель, как цветопередача. По результатам исследования в топ-3 фотоаппаратов с лучшей передачей цвета вошли зеркальный Nikon D500, а также беззеркальные Fujifilm X-E2s и Canon EOS M6. Однако совсем недалеко от них ушел компактный Canon IXUS 255 HS (он на 7-м месте в рейтинге по этому показателю). Да и в целом цветопередача в компактных фотоаппаратах далеко не всегда хуже, чем в устройствах со сменной оптикой.

Не обойтись любителю и без встроенной фотовспышки. Качество фотографий, снятых с помощью встроенной вспышки на фотоаппараты со сменной оптикой, в целом нельзя назвать выдающимся (часто на фотографиях был заметен шум). Однако довольно высокие баллы по этому показателю получили Canon EOS 77D (зеркальный), Fujifilm X-T10 (беззеркальный) и Nikon D7200 (зеркальный). Также, как показало исследование, качество изображений, снятых с помощью встроенной вспышки на компактный фотоаппарат, оставляет желать лучшего. Однако рейтинг выявил лидеров по этому показателю, получивших баллы выше средних. Это Canon IXUS 255 HS и PowerShot N100, а также Olympus Stylus XZ-10.

Однако фотоаппарат должен быть еще и простым в использовании. Как и ожидалось, фотоаппараты со сменной оптикой в целом оказались «шустрее», чем компактные, однако далеко не все. Устройства с самой быстрой реакцией – Nikon D500 и Samsung NX1 (с объективами NX 16-50mm 1:2.0-2.8 S ED OIS и NX 16-50mm 1:3.5-5.6 PZ ED OIS). Хочется отметить, что «мыльницы» вообще довольно медленно создают снимок. Среди исследованных образцов нет даже «троечников». А разница того, за сколько после включения «готовится» к съемке первой фотографии фотоаппарат из топа и из низа рейтинга, составляет более пяти секунд. За это время можно упустить понравившийся момент и не запечатлеть его на память.

Реально ли записать качественное видео на относительно недорогой фотоаппарат? Для оценки качества съемки были записаны два минутных видео. Чего только в них не было: и люди в яркой одежде, и имеющие разную форму и фактуру предметы, и похожие на натуральные искусственные растения… Все это снималось при дневном и при плохом освещении, двигалось и замирало под звуки классической музыки. Наконец, вдобавок ко всему в конце видеосъемки был включен вентилятор, имитирующий ветер. Так эксперты проверяли качество записи звука, сопровождающего видео, и работоспособность шумового фильтра. В общем, съемка была не из простых…

Однако среди образцов были и фотоаппараты с действительно отличным качеством съемки видео. Это Sony Alpha 6000 (беззеркальный), Nikon D7200 (зеркальный) и Sony Alpha 7 II (беззеркальный). Интересно, что худшим по этому показателю тоже стал беззеркальный фотоаппарат Yi M1. Совсем чуть-чуть опередили его компактные Sony Cyber-shot DSC-W800 и Nikon Coolpix L27.