Меню
Бесплатно
Главная  /  Диагностика  /  Что входит в режим дня. Почему так важно соблюдать режим дня

Что входит в режим дня. Почему так важно соблюдать режим дня

Выделяют 6 основных компонентов режима: сон; пребывание на открытом воздухе (прогулки): учебная деятельность; игровая деятельность и отдых по собственному выбору; приемы пищи; личная гигиена. Содержание и длительность каждого из этих компонентов, а также их роль в определенные возрастные периоды закономерно изменяются, приобретая новые особенности и характерные черты.

Сон - это отдых, обеспечивающий полное функциональное восстановление всех физиологических систем, в первую очередь функции клеток коры большого мозга. Физиологическая потребность во сне детей разного возраста зависит от уровня работоспособности их нервной системы.

Так, у новорожденных продолжительность сна составляет около 16,5 ч. Эта потребность во сне обусловлена тем, что даже небольшие по силе внешние раздражители оказываются для новорожденных сверхсильными, превышают предел работоспособности нервных клеток, вызывая охранительное торможение. Вот почему сон является основным физиологическим состоянием новорожденного.

В 1-й месяц жизни ребенок спит без порядка, со 2-го месяца устанавливается суточный ритм сна: ночной (10-11 ч) и дневной (6-6,5 ч). В первые 3 года жизни продолжительность сна ночью практически не изменяется, а суточная продолжительность сна снижается за счет снижения числа периодов дневного сна: с 4 до 1.

Одноразовый дневной сон формируется к 1,5-2 годам и сохраняется в течение всего дошкольного возраста. К 7-8 годам формируется непрерывный сон в ночное время. Однако следует учитывать, что в этом возрасте дети начинают обучаться в школе, попадают в новые условия, связанные с большими умственными и физическими нагрузками. Отсюда очевидна важность для учащихся I класса дневного сна как одного из элементов переходного режима от дошкольного к школьному. К 17-18 годам длительность сна приближается к норме взрослого человека (8-8,5 ч). В осенне-зимний период потребность во сне у подростков повышается, он должен длиться не менее 9 ч.

Систематическое недосыпание может привести к нарушению высшей нервной деятельности и снижению умственной работоспособности детей. Дети с ослабленной нервной системой нуждаются в более продолжительном сне по сравнению со здоровыми.

Пребывание на открытом воздухе (прогулки) - наиболее эффективный вид отдыха, восстанавливающий сниженное в процессе деятельности функциональное состояние организма и работоспособность. Эффективность прогулок связана с повышенной оксигенацией (снабжением кислородом) крови, улучшением окислительных процессов и тканевого дыхания, тонизирующим влиянием на кору большого мозга. Пребывание на воздухе - действенное средство закаливания организма, профилактики ультрафиолетовой недостаточности и гиподинамии.

В зависимости от возраста детей прогулки (их характер и длительность) имеют особенности. Пребывание на воздухе ребенка до 1,5 лет - это его дневной сон. С 1,5 лет, когда формируется акт ходьбы, в режим вводятся прогулки, постепенно заменяющие сон на воздухе. Для детей 2-3-летнего возраста в режиме дня дошкольного учреждения предусматриваются две прогулки, а третью родителям рекомендуется проводить дома вечером, гуляя с ребенком перед сном. Общая продолжительность пребывания на воздухе должна быть не менее 4,5-5 ч. В дальнейшем длительность прогулок сокращается и составляет у школьников младших классов 3,5 ч, средних -3 ч, старших - 2,5 ч в сутки.

Питание детей должно быть сбалансированным с самого раннего детства. Упор делайте на каши и овощи, фрукты. Мучное, сладкое, газированные напитки и фаст-фуд надо свести к минимуму, тогда в подростковом или зрелом возрасте его не будет волновать вопрос, как избавиться от живота и лишних килограмм. Чтобы метаболизм ребенка работал, как часы, приучите ребенка к 5-разовому питанию небольшими порциями. Перекусы также должны быть полезными - орешки, фрукты, хлебцы, но никак не печенье и конфеты. Если у ребенка плохой аппетит. значит, он мало бывает на улице и у него низкая активность, либо же он перекусывает между приемами пищи чем-то еще.

Учебные занятия постепенно занимают все более значительную часть времени. В раннем возрасте (первый год и начало второго) они носят характер игры, очень непродолжительны (не более 10 мин), проводятся сначала индивидуально, а затем по подгруппам.

Возможность значительно усложнить процесс обучения появляется в дошкольном возрасте, когда повышаются работоспособность и выносливость центральной нервной системы детей.

В режиме предусматриваются более продолжительные занятия (20-30 мин), направленные на развитие речи, устный счет, т. е. на способность оперировать отвлеченными понятиями. Большое внимание уделяется развитию двигательных навыков, поскольку в этом возрасте особенно выражена потребность в движении. Рассматривать ее следует как биологически закономерную реакцию, обеспечивающую нормальное развитие организма.

Общим направлением развития детей школьного возраста является дальнейшее совершенствование функции коры большого мозга. Морфологически более зрелая нервная система приобретает и большие функциональные возможности. Они проявляются в росте работоспособности клеток коры, увеличении силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов и совершенствовании второй сигнальной системы. Все это определяет способность школьника к абстрактному мышлению, необходимому для успешного освоения предусмотренных учебными программами знаний.

Уровень развития организма подростка (15-16 лет) позволяет приступить к профессиональному обучению, формированию сложных рабочих динамических стереотипов, Закономерно увеличивающиеся функциональные возможности растущего организма все же по многим показателям уступают возможностям взрослого человека. С этим связана необходимость постепенного увеличения умственных и физических нагрузок как по характеру, так и по длительности.

Учебные занятия школьников и подростков состоят из уроков в школе (или другом учебном заведении) и выполнения домашних заданий (самоподготовки). Длительность каждого урока и перемены регламентированы Уставом средней общеобразовательной школы и одинаковы для всех возрастов. Поэтому общая продолжительность школьного учебного дня определяется числом уроков.

Исследования работоспособности учащихся в процессе занятий выявили прямую зависимость ее динамики от возраста и числа уроков в день. В начальных классах выраженное снижение работоспособности учащихся наблюдается после 2 ч занятий, в старших классах и среднем ПТУ - после 6-7 ч.

Длительность приготовления уроков регламентируется Уставом средней общеобразовательной школы и составляет в зависимости от возраста 1-4 ч. Однако следует подчеркнуть, что 4 ч - максимальная величина. Оптимальная длительность - от 45 мин до 3 ч.

Игровая деятельность и отдых по собственному выбору способствуют формированию у детей положительных эмоций. Их физиологическое значение заключается в повышении возбудимости коры большого мозга и нивелировании неблагоприятных изменений в организме, связанных с отрицательными эмоциями.

Разнообразные игровые, внеклассные и внешкольные занятия, отсутствие элемента принуждения при их выборе, максимальная активность, возможность увидеть результаты затраченных усилий и испытать чувство удовлетворения вызывают у детей положительные эмоции и укрепляют их уверенность в своих силах. Психология располагает многочисленными примерами того, как воодушевление, вызванное небольшим первоначальным успехом, способствует преодолению трудностей на дальнейшем пути. Эта форма отдыха помогает выявлению и развитию индивидуальных склонностей и способностей детей, тем самым облегчая процесс их дальнейшей социальной адаптации.

Время для игры у детей младшего возраста увеличивается благодаря уменьшению суммарной длительности дневного сна и увеличению периодов бодрствования по времени. У дошкольников игра занимает 4,5-5 ч, у школьников отдых по собственному выбору продолжается 1,5-2 ч.

В суточном режиме важно предусмотреть утреннего и вечернего туалета, переодевания детей, умывания перед едой . Очень важно, чтобы все это проходило в спокойной обстановке, неторопливо. Вместе с тем не стоит неоправданно увеличивать продолжительность этих процессов, это может послужить причиной сокращения прогулок и других видов отдыха.

Много лет назад, когда я еще не имела отношения ни к психологии, ни к эзотерике, и еще не занималась любимым делом, а работала на нелюбимой работе, я вообще не понимала, зачем нужен режим дня. Мне казалось, что жить по режиму – это сковывать свою свободу, добровольно надевать на себя кандалы… Кроме того, это было, по моему мнению, просто скучно и неинтересно. Хотя по сути я жила по режиму, только созданному не мной, а работодателем. И весь свой день подгоняла под условия, который диктовал мне он. Вставала рано, чтобы успеть на работу, все свои дела отодвигала на последнее место, чтобы они не мешали выполнению обязанностей, уходила тоже в положенное время. Зато вечер у меня был спонтанный, насыщенный и проходил незапланированно, не по режиму.

Чего я тогда удивлялась, что будто бы стою на месте? Что я ничего не успеваю? Что я ничего не делаю из того, что мне нравится? Что я не высыпаюсь и потом целый день вялая и сонная?

Теперь я точно знаю, что режим дня необходим и важен для организации своей жизни. Если мы не будем организовывать свою жизнь, это сделают за нас. А разве мы для того пришли в этот мир, чтобы выполнять чьи-то задачи? У нас и своих хватает!

Зачем нужен режим дня?

  • Чтобы наладить свои внутренние часы и подружить их с организмом. Что это значит? Вставать и ложиться спать в одно и тоже время, организм настолько привыкает к такому распорядку, что около времени пробуждения запускаются все процессы, начинает работать кишечник, вырабатывается желудочный сок. А вечером наоборот организм замедляет свою работу к определенному времени. Такая работа организма способствует хорошему иммунитету; правильной выработке гормонов и профилактике многих заболеваний;
  • Чтобы пищеварение не страдало от сбоев, перегрузок, так как еда будет поступать четко в одно и тоже время;
  • Чтобы вы все успевали, что задумали и реализовывали себя;
  • Чтобы в ваших делах был порядок;
  • Чтобы меньше нервничать и беспокоиться.

Режим дня подразумевает не только сон, подъем, и прием пищи в одно и тоже время. Это четкое планирование всех дел, заданий, которые нужно успеть выполнить в течении дня.

Многие удивляются, как я успеваю вести блог, писать книги и проводите вебинары, имея маленького ребенка чуть больше года. Весь секрет в распорядке дня! Абсолютно все я планирую заранее, начиная от домашних дел, заканчивая рабочими моментами. Многие задания я переплетаю между собой, например, проверяю почту в то время, как организовываю игру с ребенком (в те минуты, когда дочка увлекается и играет, не требуя моего участия), слушаю аудио-книги и вебинары (из которых часто черпаю новую информацию), когда готовлю кушать, пишу книги и статьи, когда ребенок спит. У меня есть четкий план по времени, сколько времени на что и когда я могу уделить. И тогда сразу понятно, . Скажете, скучно?

Зато эффективно! Когда вам уже не 20, время начинает лететь со скоростью света и депрессия может начаться просто от осознания этого факта. А у каждого человека есть свои задумки, желания и мечты, которые он собирается когда-то реализовать! Если так и ждать более подходящих условий, то можно их и не дождаться!

У меня есть знакомая девушка, у которой есть мечта стать дизайнером. За 10 лет она сделала шагов на встречу к своей мечте настолько мало, что их можно было сделать за год. И при этом она постоянно жалуется, что ее не устраивает ее жизнь, работа и постоянно рассказывает о том, как же ей хочется быть дизайнером. На мой совет организовать распорядок дня, она сказала: «Зачем вообще нужен режим дня? Я не могу ничего планировать! Я человек спонтанный». Результат ее спонтанности – полная неудовлетворенность своей нереализованностью.

Учитесь планировать, и ваши мечты и цели сразу станут ближе!

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Последнее время стало очень модно переходить к так называемому здоровому образу жизни - люди бросают пить спиртные напитки, курить, пытаются начать заниматься физической культурой. Все это очень здорово и правильно, что люди, в конце концов, задумались о своем здоровье и о качестве своей жизни. Но некоторые, упускают такую важную составляющую здорового образа жизни как правильно сформированный, рационально и четко спланированный режим дня. Мои наблюдения за школьниками показали, что во дворах дети почти не гуляют, пьют напитки энергетики, курят, а о режиме дня некоторые и не задумываются: сначала школа, потом телевизор, компьютер, телефоны. С одноклассниками часто трудно общаться они агрессивные, недружелюбные. Почему? От чего? Кто в этом виноват?

Очень часто я слышу фразу «здоровье нужно беречь с молода». А когда нужно начинать обращать внимание на свое здоровье, что поможет сохранить здоровье: правильное питание, спорт, а может что-то другое или все сразу? Я тоже за здоровый образ жизни, тем более, что мама постоянно твердит мне, что я худенькая, слабенькая. Я решила выяснить все сама о режиме дня, полноценном сне. Соблюдают ли режим дети моей школы, и умеют ли они планировать свой режим дня. Насколько наши усилия, затрачиваемые на «оздоровление» могут оказаться пустыми или же малоэффективными.

Объектом моего исследования являются режим дня и здоровый образ жизни.

Цельисследования - на основе социологического опроса выяснить насколько соблюдается режим дня моими одноклассниками и сверстниками.

Задачи исследования:

1) изучить содержание режима дня и его отдельных компонентов;

2) на основе социологического опроса определить насколько соблюдается режим дня у учащимися 5-6 классов;

3) определить основные типы нарушений режима дня у школьников 5-6 классов;

4) определить влияние нарушений отдельных компонентов режима дня на здоровье школьников;

6) выступить на классном часе с анализом результатов социологического опроса «Насколько школьники соблюдают режим дня»;

7) подготовить стенгазету с целью пропаганды здорового образа жизни.

Глава I. Почему необходимо соблюдать режим дня?

Режим дня школьника должен быть тщательно продуман и организован. Если утром трудно встать, то часто слышишь от родителей: «это потому, что не соблюдаешь режим дня», если не успеваешь вовремя сделать уроки, опять слышишь: «ты не правильно распределяешь время». А что такое режим дня? Я представляю его так: за день люди выполняют ряд различных действий - зарядка, завтрак, учеба, работа, увлечения, просмотр телевизора, чтение, прогулка, сон и т.д. Эти действия, по сути, должны выполняться в одно и то же время. Значит, режимом считается любой распорядок, к которому привык человек. Мне стало интересно, что такое режим дня с научной точки зрения.

    1. Что такое режим дня?

Мейсон Карри в книги "Режим гения. Распорядок дня великих людей" приводит следующую аналогию режиму дня: «В умелых руках режим дня - точно откалиброванный механизм, позволяющий наилучшим образом использовать наши ограниченные ресурсы: прежде всего время, которого нам более всего не хватает, а также силу воли, самодисциплину, оптимизм. Упорядочный режим - колея, по которой в хорошем темпе движутся умственные силы»». 1

Режим дня нужен для того, чтобы время не пользовалось нашей рассеянностью. Распорядок всего дня помогает разумно и эффективно расходовать свое время. Без навыка успешного планирования своего дня, человек не научится строить планы, рационально планировать свой дневной график.

По разумному режиму дня работали творческие люди - Бетховен и Кафка, Жорж Санд и Пикассо, Агата Кристи, Лев Толстой, Генри Джеймс, Чарльз Диккенс и т.д. Эти известные люди, чтобы сосредоточиться, собрать волю в кулак, сесть за работу - и достичь выдающихся результатов, планировали свои действия тщательным образом.

Под словом «режим» обозначается правильное соотношение труда и отдыха, часов бодрствования и часов сна. Режим дня — это распределение времени на различные виды деятельности в течение суток. Главной задачей распорядка дня является обеспечение высокого уровня работоспособности, так как сам режим составляется в соответствии с биологическим ритмом функционирования организма. К примеру, организм активнее работает в период с 11:00 до 13:00 и с 16:00 до 18:00, поэтому вся важная деятельность должна планироваться именно на эти временные промежутки 2 .

1.2 Влияние режима дня на здоровье школьников.

Разобравшись с режимом дня и выяснив его значение, я решила проанализировать, как разумно организованный режим дня школьника влияет на его здоровье.

Человеческий организм - система, насквозь пронизанная ритмами. Ритмично все: работа внутренних органов, тканей, клеток, пульсация сердца, частота дыхания, электрическая активность мозга. В ритме все удается легче. Регулярность, распорядок, ритмичность в жизни всегда и все находили полезным, положительно влияющим на самочувствие, настроение. Для здоровья, успеваемости, активности и.т.п. и правильного развития школьника продуманный распорядок занятий, отдыха, питания имеет большое значение.

Режим дня предохраняет нервную систему от переутомления, повышает сопротивляемость организма к заболеваниям, обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня и позволяет без ущерба для здоровья выполнять дополнительные нагрузки, в конечном счете, способствует гармоничному развитию ребенка 3 .

Физиологической основой режима дня является выработка у школьника динамического стереотипа ответных реакций. Повторяясь изо дня в день, определенный распорядок дня настраивает на учебу, отдых, физическую активность, тем самым облегчает выполнение всех дел, успешнее идет учеба.

В основе правильно организованного режима дня школьника лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных элементов режима. При выполнении в определенной последовательности, в одно и то же время, отдельных элементов режима дня в центральной нервной системе создаются сложные связи, облегчающие переход от одного вида деятельности к другому и выполнение их с наименьшей затратой энергии. Поэтому необходимо строго придерживаться определенного времени подъема и отхода ко сну, приготовления домашних заданий, приемов пищи, т. е. следовать определенному, установленному режиму дня.

Общая продолжительность сна для детей 10—11 лет составляет 10 часов, для 12—15 лет — 9 часов. Недосыпание вредно сказывается на нервной системе школьников и ведет к снижению работоспособности. Школьника следует приучать всегда в одно и то же время ложиться спать и в одно и то же время вставать, тогда его нервная система приучается к определенному ритму работы и отдыха. Тогда школьник легко и быстро будет засыпать и легко и быстро пробуждаться в определенный час.

Каждый день школьника должен начинаться с утренней гимнастики, так как прогоняет остатки сонливости и как бы дает заряд бодрости на весь предстоящий день. Утренняя гимнастика с последующими водными процедурами подготовляет организм школьника к трудовому дню.

Основным видом деятельности школьников является их учебная работа в школе и дома. Только правильное сочетание умственного и физического труда способствует гармоническому развитию школьника. На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников средних классов нужно отвести 2—3 часа.

Если же приготовление домашних заданий затягивается, то учебный материал плохо усваивается, детям приходится многократно перечитывать одно и то же, чтобы понять смысл, в письменных работах они делают много ошибок.Готовить уроки тотчас по приходе из школы нецелесообразно. Чтобы хорошо усваивать учебный материал, учащиеся должны отдохнуть. Перерыв между учебными занятиями в школе и началом приготовления уроков дома должен быть не менее 1/2 часов. Большую часть этого перерыва школьникам необходимо гулять или играть на открытом воздухе.

В режиме дня школьника следует выделить время и для свободно избранной творческой деятельности, такой как конструирование, рисование, лепка, музыка, чтение художественной литературы. На это в течение дня для младших школьников надо 1 — 1 1/2 часа, а старшим — 1 1/2 — 2 1/2 часа.

Каждый школьник должен привлекаться к посильным работам по дому. Младшим можно поручать уборку комнаты, поливку цветов, мытье посуды; старшим — прогулку с малышами, покупку продуктов, работы в саду, на огороде и т. д.

Большое внимание нужно уделить режиму питания. Беспорядочный прием пищи ведет к тому, что не происходит необходимой подготовки желудочно-кишечного аппарата к этим приемам пищи, хуже усваиваются питательные вещества, теряется аппетит.

Из вышесказанного следует вывод: подростковый возраст это период в жизни человека, когда происходит его формирование как личности. От того, какой образ жизни выберет школьник, во многом зависит его здоровье, его будущий образ жизни, а возможно и карьера.

Глава II. Анализ социологического опроса учащихся 5-6 классов «Соблюдаете ли Вы режим дня?».

Режим - слово французское и в переводе означает «управление». В первую очередь это управление своим временем. Но в конечном итоге - и своим здоровьем, и своей жизнью. В режиме школьника должно быть все точно распределено: продолжительность учебных занятий в школе и дома, прогулки, регулярность питания, сон, чередование труда и отдыха. И это не случайное требование. Когда человек соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы и каждая предыдущая деятельность становится сигналом последующей. Это помогает организму легко и быстро переключаться из одного состояние в другое.

Соблюдают ли режим дня школьники 5-6 классов моей школы, я решила узнать, проведя социологический опрос. В анкетировании приняло участие 74 школьника, анкета состояла из 12 вопросов (приложение № 1).

Школьники имеют представление о режиме дня. Однако среди учащихся есть нарушения в соблюдении режима дня (приложение № 2).По итогам опроса выяснилось, что соблюдают режим дня 42% учащихся 5-6 классов; иногда соблюдают - 26 %. Треть опрошенных (32%) не соблюдает режим дня! А ведь соблюдение правильного режима дня в подростковом возрасте, когда происходит формирование основных систем организма и психологического статуса человека является особенно важным. Установлено, что правильно организованный и систематически выполняемый режим дня способствует правильному развитию школьников, нормальному функционированию и четкому взаимодействию всех органов и систем организма.

Для 23% учащихся характерно более позднее засыпание и, следовательно, отмечается недостаток сна (приложение № 3). Гигиенически полноценным считается сон, имеющий достаточную для данного возраста продолжительность и глубину. Школьник должен спать не менее 9-10,5 час. Оптимальным будет сон с 21.00 до 7.00 4 . Очень важно, чтобы ребенок всегда ложился и вставал в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание, и легкое пробуждение.

58% школьников не делают утреннюю зарядку, что, безусловно, вредит здоровью. Каждый день школьника должен начинаться с утренней гимнастики, так как прогоняет остатки сонливости и как бы дает заряд бодрости на весь предстоящий день. После гимнастики проводятся водные процедуры в виде обтираний или обливаний. Водные процедуры с постепенным снижением температуры воды повышают сопротивляемость организма к резким температурным колебаниям внешней среды. Утренняя гимнастика с последующими водными процедурами подготовляет организм школьника к трудовому дню.

В ходе социологического опроса выявлены и такие нарушения - как нарушения режима питания: не завтракают 22% учащихся. Большое внимание нужно уделить режиму питания, регулярному приему пищи в строго установленное время — через 3—4 часа (4—5 раз в сутки). У тех, кто ест всегда в определенное время, вырабатывается условный рефлекс на время, т. е. при приближении определенного часа появляется аппетит, начинается выделение пищеварительных соков, что облегчает переваривание пищи. Хаотичный прием пищи приводит к тому, что не происходит необходимой подготовки желудочно-кишечного аппарата к этим приемам пищи, хуже усваиваются питательные вещества, теряется аппетит. Особенно портит аппетит беспорядочная еда сладостей и сахара.

Большинство школьников (51%) проводят свое свободное время насыщенно и с пользой - посещают кружки, гуляют, рисуют, читают, однако 9% учащихся чрезмерно увлечены телевизионными передачами, компьютерными играми. 7% учащихся не гуляют совсем, 8% - только по выходным.

Исходя из вышесказанного необходимо учащимся составить свой режим дня, учитывая время на прогулку, свободное время, утреннею зарядку, строго его соблюдать, т.к нерационально организованный режим дня способствует ухудшению здоровья школьников.

    Составьте свой режим дня, постарайтесь придерживаться его. Старайтесь, чтоб все члены семьи тоже жили по режиму. Для начала необходимо, чтобы все вместе вставали, завтракали, делали гигиенические процедуры, в одно и то же время ложились спать. В выходные дни четко всей семьей придерживайтесь режима дня.

    Каждый день школьника должен начинаться с утренней гимнастики, которая недаром называется зарядкой, так как прогоняет остатки сонливости и дает заряд бодрости на весь предстоящий день.

    Завтрак. Хорошо подойдет для завтрака овсяная или гречневая каша, чай и что-то сладкое, например творожный сырок. Овсяную кашу можно разбавить любимыми ягодами или фруктами, вкусно и полезно. Желательно чтоб был второй завтрак.

    Вернувшись из школы, нужно пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых составит около 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора. Хорошо поспать.

    Приготовление уроков лучше отложить до 15 - 16 часов дня, в соответствии с физиологическим ритмом наилучшего усвоения информации.

    Полтора-два часа свободного времени можно использовать для занятий по интересам (чтение, рисование, игра, просмотр телевизионных передач и др.). В это же время ребенок может посещать различные секции: спорт, музыка, рисование, плаванье. Не стоит забывать и о прогулках на свежем воздухе.

    После ужина наступило время прогулки перед сном.

    Очень важным фактором в режиме дня школьника является сон. Во время сна снижается деятельность физиологических систем организма, и только мозг, сохраняя активность, продолжает перерабатывать полученную в течение дня информацию. Гигиенически полноценным считается сон, имеющий достаточную для данного возраста продолжительность и глубину. Школьник должен спать не менее 9-10,5 час. Оптимальным будет сон с 21.00 до 7.00 5 . Очень важно, чтобы ребенок всегда ложился и вставал в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание, и легкое пробуждение. Перед сном обязательно следует умыться, почистить зубы, помыть ноги и хорошо проветрить комнату.

Заключение

В ходе исследования я много узнала о режиме дня, о его пользе и важности. Родители должны учить своих маленьких детей соблюдать режим дня. Школьники должны иметь свой четкий «график дня» и стараться по возможности придерживаться его, потому что всяческие отклонения от него могут привести к нервным расстройствам. Планируя свой режим нужно учитывать: когда встаешь в школу, во сколько будет завтрак, обед, стараться чередовать учебную деятельность и отдых, время ужина, досуга и отхода ко сну. Необходимо отстранить себя от длительного просмотра телевизора, долгого сидения за компьютером. Пересмотреть свое питание, попытаться исключить продукты быстрого приготовления: сосиски, пельмени, включит в рацион каши.

Правильно организованный и систематически выполняемый режим дня способствует правильному развитию школьников, нормальному функционированию и четкому взаимодействию всех органов и систем организма. Режим дня предохраняет нервную систему от переутомления, повышает сопротивляемость организма к заболеваниям, обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня и позволяет без ущерба для здоровья выполнять дополнительные нагрузки.

Результаты своих наблюдений я представила на классном часе. Ребята заинтересовались и решили попробовать составить свой режим дня, а потом в назначенные сроки рассказать о результатах. Одноклассникам я предложила найти материал о разделении людей на жаворонков, сов, т.к. каждый человек имеет собственные биологические часы, соответствующие его физиологическим потребностям и биоритмам. Мы оформили газету, посвященную здоровому образу жизни

Список использованной литературы.

    Аксёнов И.Н. Социализация подростков. М., МАИ, 1996.

    Альбицкий В.Ю. Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков. - М., 1984. Баранов А.А., Матвеева Н.А. Здоровье школьников. — Красноярск: Изд-во КГУ, 1989.

    Безруких М.М, Ефимова С.П. Как помочь хорошо учиться? М., 2003.

    Безруких М.М, Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М., Просвещение, 1991.

    http://4brain.ru/zozh/rezhim.php

    http://webotvet.ru/articles/opredelenie-rezhim.html

    http://www.ruscenter.ru/244.html

    http://www.izh.ru/izh/info/35227.html

Приложение

Приложение № 1. Анкета «Соблюдаете ли Вы режим дня?

Вопросы анкеты

Соблюдаете ли вы режим дня?

Время подъема утром?

Во сколько ложитесь спать?

Делаете ли вы зарядку?

Спите ли вы после школы?

Завтракаете ли вы?

Приложение № 2.

Приложение № 3.

Приложение № 4.

Приложение № 5.

Результаты социологического опроса учащихся 5-6 классов.

Соблюдаете ли вы режим дня?

Иногда - 26%

Время подъема утром?

с 6.00 до 6.30 -26%

с 6.30 до 7.00 - 47%

После 7.00 - 27%

Во сколько ложитесь спать?

с 22.00 до 23.00-51%

С 23.00 до 24.00 - 19%

14 человек

После 24.00 - 4%

Делаете ли вы зарядку?

Иногда - 19%

Спите ли вы после школы?

Иногда - 15%

Как часто в течение дня вы питаетесь?

22% - 2 раза в день,

73% - 3-4 раза в день,

5% - 5-6 раз в день.

Завтракаете ли вы?

Иногда - 4%

Сколько времени в день вы гуляете на свежем воздухе?

7% - не гуляют совсем,

8% - только по выходным, но много по времени,

50% - до 1 часа,

32% - 2, 3 часа,

3% - больше 3 часов

Сколько времени уходит на подготовку к урокам?

57% - до 2 часов,

16% - 3-4 часа

Какие предметы занимают на подготовку дольше всего времени, сколько?

59% - математика, русский,

7% - история,

34% - все устные, английский, биология,

На один урок уходит от 30 до 50 мин

Чем занимаетесь в свободное от учебы время?

16% - кружки,

24% - гуляю,

49% - телевизор, компьютер,

11% - читаю, рисую, провожу время с собакой, слушаю музыку.

Посещаете ли вы кружки, музыкальную школу, спортивные секции?

1 http://4brain.ru/zozh/rezhim.php

2 http://webotvet.ru/articles/opredelenie-rezhim.html

3 Альбицкий В.Ю. Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков. С. 128.

4 Альбицкий В.Ю. Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков. С. 89.

5 Альбицкий В.Ю. Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков. С. 89.

Сегодня многие жалуются на свое здоровье. Но если спросить их: соблюдают ли они режим дня и есть ли у них определенный распорядок, то большинство скажет: или нет, или зачем это нужно.

Так имеет ли значение режим дня для здоровья ?

Давайте порассуждаем: в природе все подчиненно определенному распорядку - смена времен года, смена дня и ночи. Даже Луна и Солнце движется во Вселенной по своему установленному порядку. Почему же так часто человек – часть этой Природы, хочет стать независимым от нее?

Доказано, что одним из условий сохранения здоровья является следование распорядку или режиму дня. Везде: в труде, отдыхе, сне и питании должно выполняться правило смены ритмов. И только тогда человек сможет максимально использовать все возможности своего организма.

Сама физиология человека тесно связана с системой условных рефлексов. Если её нарушить, происходит дисбаланс, т.е. организм перестает понимать, когда и как включать работу внутренних органов. Отсюда и возникают нарушения в состоянии здоровья.

Конечно, у всех нас свой образ жизни, связанный с профессиональной деятельностью. Но общие правила существуют. Главное – это то, что у каждого дела должно быть свое время.

Как говорилось выше, существует система смены ритмов . Мы ритмично дышим, ритмично сокращается наше сердце, ритмично изменяется состав гормонов в крови, даже ритмы сна и бодрствования, питания и времени для переваривания пищи – подтверждают это.

Все биоритмы человека подчинены определенному чередованию. Все органы человека в разное время тратят и восполняют энергию. Поэтому часто выделяют пики активности человека и её спада. Условно люди делят себя на «Жаворонков», «Сов» и «Голубей».

«Совы» предпочитают активность в вечерние и ночные часы, но именно в это время организм затрачивает дополнительные усилия для бодрствования и поэтому он быстрее изнашивается. Многие говорят, что могут творчески работать только в это время. Но замечено, что через некоторое время работоспособность таких людей заметно снижается. Это нарушение в режиме дня сказывается на состоянии здоровья. Постепенно накапливается хроническая усталость, за ней приходит нервозность, гипертония и ишемическая болезнь сердца.

Ученые в результате исследований выявили, что:

  • часами активной деятельности человека являются: 05 – 06, 09 – 10, 14 – 15, 20 – 21, 24 – 01 часов.
  • И время наименее активное : 02 – 03, 18 – 19, 22 – 23 часов.

Секрет долголетия прост:

    • естественная и простая жизнь,
    • разнообразное питание без кулинарных изысков,
    • полноценный сон,
    • ведение дневного образа жизни.

Почему именно ведение дневного образа жизни ? Потому что в светлое время жизни физиология человека нацелена на активность и все реакции протекают по максимуму. В ночное время, наоборот, активность снижается. И нарушение этого баланса, приводит к тому, что организму нужно больше жизненных сил для того, чтобы работать ночью. И тем самым происходит раннее его старение.

Итак, что же такое режим дня?

Режим дня - это определенный распорядок в смене труда и отдыха, питания и сна. Многие считают, что если говорят о режиме, то тем самым ущемляется представление о свободе действий. Но это не так. Если мы хотим оставаться надолго здоровыми и активными, то соблюдение режима дня даст нам это. Поэтому можно сказать, что соблюдение режима дня – это самодисциплина, самоконтроль за своей деятельностью. Оно приносит не только здоровье, но и дает возможность умело

Режим дня - почему важен и какой должен быть?

У большинства людей в повседневной жизни складывается более или менее постоянный распорядок дня. Примерно в одни и те же часы человек работает, отдыхает, принимает пищу. Организм привыкает к этому распорядку, и в результате дела требуют меньше усилий, затрачиваемые в процессе трудовой деятельности силы быстро и полностью восстанавливаются.

У большинства людей в течение суток отмечаются волнообразные изменения работоспособности с двумя пиками ее повышения - с 8 до 13 часов и с 16 до 19 часов. В режиме дня должно быть определенное время для работы, отдыха, занятий.

Желательно завтракать с 6 до 8 утра.

Известно, что время с 6 до 10 утра характеризуется хорошим запоминанием. Если вам необходимо запомнить определенную информацию – лучше учить сутра. С 5 до 7 активизируется механическая память. Логическое запоминание активно с 7 до 8 утра, а ассоциативная память лучше работает с 8 до 10 утра. С десяти утра активируются функции работоспособности. Начинается наиболее благоприятный период времени для развертывания вашей основной деятельности, который длится до 6 часов вечера.

С 11 до 13 часов необходимо сделать перерыв на обед. Вы должны есть неспешно, с удовольствием, даже если это простая пища. Попробуйте во время еды думать о еде, осознавая ее вкус и аромат, не отвлекаясь на посторонние мысли. Обеденную трапезу следует начинать с небольшого количества напитка. Это может быть свежий сок из овощей, настой из трав или просто чистая вода. Затем нужно приступить к сырым овощам. После обеда можно выпить немного жидкости, но потом в течение часа лучше не пить. Жарким летом вообще нельзя запивать пищу. Можно съесть немного сочных фруктов и этого будет достаточно. Если вам предстоит напряженная умственная деятельность, то после обеда можно также полакомиться небольшим количеством сладенького десерта.

До 6 вечера вы трудитесь, а после 6 физическая и умственная активность снижается. В это время деятельность должна быть направлена на умиротворение, успокоение.

В 7 вечера желательно принять теплый душ – это вас расслабит и подготовит ко сну.

С 18 до 22 часов вы можете постепенно сворачивать свою деятельность и готовиться ко сну. Если в этот период времени смотреть телевизор, выяснять отношения или заниматься умственной деятельностью – вам обеспечены плохие сны, бессонница и разбитое настроение утром. Вечером желательно проанализировать прошедший день.

Режим сна так же очень важен. С 10 до 12 часов происходит фаза глубокого сна и идет восстановление внутренних сил организма. С 12 до 2 часов ночи мозг уже начинает работу, и мы видим сны. Как уже говорилось, сны напрямую зависят от ваших внутренних переживаний в период бодрствования и от вашего питания. C 2 до 4 утра наблюдается наибольшее расслабление организма.

6.00 - лучшее время проснуться и встать с постели, принять душ. Начинают выделяться гормоны, ускоряется обмен веществ, накапливается энергия.

В 7.00 стрелки внутренних часов показывают, что пришло время завтрака. Причем сладости не добавят лишних килограммов. Утренние углеводы полностью перерабатываются в энергию.

В 8.00 вырабатывается максимальное количество гормонов. Повышается порог болевой чувствительности. Поэтому происходит обострение различных недугов.

9.00 - пик активности кратковременной памяти. Бросайте все и садитесь за учебники.

10.00 - ускоряется циркуляция крови по организму, и мозг лучше снабжается кровью, и легче всего запоминается все услышанное и увиденное, поэтому с 10 до 12 время творить.

С 11.00 начинается стрессоустойчивый период. Самое время для улаживания конфликтов.

В 12.00 пора передохнуть. Повышается кислотность желудка, а следом и чувство голода. Снижается умственная деятельность, ведь кровь приливает к желудку.

13.00 - время обеда, образуется больше всего желудочного сока.

В 14.00 мозг отдохнул и готов для долгосрочного запоминания. Притупляется чувство боли, поэтому наметьте на это время посещение стоматолога.

С 15.00 ускоряется кровообращение, поднимается артериальное давление. Возрастает трудоспособность.

В 16.00 открывается второе дыхание. Работайте, учитесь, занимайтесь спортом.

В 17.00 обостряются чувства. Можно выступать перед начальством с новым проектом.

В 18.00 активизируется работа печени и поджелудочной железы. Печень наиболее эффективно утилизирует алкоголь, можно выпить с друзьями.

19.00 - падает давление крови и пульс. Поэтому в это время желательно отказаться от препаратов, снижающих давление.

20.00 - снижается температура тела и артериальное давление, замедляется обмен веществ, лучше усваиваются лекарства.

21.00 - организм готовится ко сну. Не перегружайте желудок.

22.00 - пора в кровать. Если же вы решили развлечься с друзьями на дискотеке, то избегайте употребления алкоголя. Лишний коктейль обернется утренней головной болью.

23.00 - худшего времени для умственной работы не найти.

24.00 - если вам все еще не спится, то пора творить. Садитесь и пишите стихи.