Меню
Бесплатно
Главная  /  Диагностика  /  План-конспект урока по химии "азотная кислота". План-конспект урока по химии (9 класс) на тему: план-конспект урока Тема урок: Азотная кислота

План-конспект урока по химии "азотная кислота". План-конспект урока по химии (9 класс) на тему: план-конспект урока Тема урок: Азотная кислота

Организационный момент – 1 мин:

Мобилизующее начало (приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания учащихся), информация о цели и ходе урока, мотивация.

Вступительное слово учителя : Сегодня мы отправимся в путешествие, во время которого мы должны будем вспомнить, что мы знаем о кислотах, об окислительно-восстановительных реакциях, реакциях ионного обмена. И конечно же, мы узнаем что-то новое.

Вспомним, по каким признакам классифицируют кислоты?

(Основность, содержание кислорода ) – фронтальная беседа (1 мин).

Вывод (учитель): Значит, азотная кислота – сильная кислородсодержащая одноосновная кислота, формула которой – HNO 3

I. Первая станция – историческая.

Учащимся по группам предлагаются карточки (представлены в приложении № 2 ). На обсуждение каждой группе дается 2 мин, на ответы каждой группе – 1 мин)

Вывод (учитель, слайд № 2 , презентация ,1 мин):

Итак, с древности (с VIII века) существовал способ получения азотной кислоты путём сухой перегонки:

а) селитры (NaNO 3 или KNO 3 )

б) с квасцами (M + 2 SO 4 M 3+ 2 (SO 4 ) 3 24H 2 O, где где M + - один из щелочных металлов (литий , натрий , калий , рубидий или цезий , а M 3+ - один из трехвалентных металлов (обычно алюминий , хром или железо(III) ), например, Na 2 SO 4 Fe 2 (SO 4 ) 3 24H 2 O

в) медным купоросом (CuSO 4 5H 2 O ).

Этот метод с теми или иными модификациями, наиболее существенной из которых была замена медного купороса железным (FeSO 4 7H 2 O ), применялся в европейской и арабской алхимии вплоть до XVII века, когда немецкий химик И. Р. Глаубер предложил получать азотную кислоту при умеренном нагревании (до 150?C) калиевой селитры с концентрированной серной кислотой:

KNO 3 + конц . H 2 SO 4 HNO 3 + KHSO 4 .

II. Вторая станция – химическая.

Учащимся предлагается вспомнить свойства кислот (взаимодействие с основными и амфотерными оксидами, основаниями, солями (согласно ряду кислот)), предлагается закончить уравнения реакций (слайд № 3, презентация ), составив для них полные и сокращенные ионные уравнения:

а) CaО + HNO 3

б) CaCO 3 + HNO 3

в) Cu(OH) 2 + HNO 3

г) ZnO + HNO 3

д) NaOH + HNO 3

е) Na 2 SO 3 + HNO 3

Учащиеся выполняют задание в тетради, отдельные учащиеся у доски. На выполнение задания отводится 12 мин, после чего учащимся предлагается проверить задание (слайд № 4, презентация):

а) CaО + 2HNO 3 Сa(NO 3) 2 + H 2 O
CaO + 2H + + 2NO 3 – Ca 2+ + 2 NO 3 – + H 2 O
CaO + 2H + Ca 2+ + H 2 O

б) CaCO 3 + 2HNO 3 Сa(NO 3) 2 + CO 2 + H 2 O
CaCO 3 + 2H + + 2NO 3 – Ca 2+ + 2 NO 3 – + CO 2 + H 2 O
CaCO 3 + 2H + Ca 2+ + CO 2 + H 2 O

в) Cu(OH) 2 + 2HNO 3 Сu(NO 3) 2 + 2H 2 O
Cu(OH) 2 + 2H + + 2NO 3 – Cu 2+ + 2 NO 3 – + 2H 2 O
Cu(OH) 2 + 2H + Cu 2+ + 2H 2 O

г) ZnO + 2HNO 3 Zn(NO 3) 2 + H 2 O
ZnO + 2H + + 2NO 3 – Zn 2+ + 2 NO 3 – + H 2 O
ZnO + 2H + Zn 2+ + H 2 O

д) NaOH + HNO 3 NaNO 3 + H 2 O
Na + + OH – + H + + NO 3 – Na + + NO 3 – + H 2 O
OH – + H + H 2 O

е) Na 2 SO 3 + 2HNO 3 2NaNO 3 + SO 2 + H 2 O
2Na + + SO 3 2 – + 2H + + 2NO 3 – 2Na + + 2NO 3 – + SO 2 + H 2 O
SO 3 2 – + 2H + SO 2 + H 2 O

Одновременно проводится фронтальная беседа (2 мин) по вопросам:

    К какому типу относятся все предложенные реакции?

    Почему все они протекают до конца?

    Какие вещества раскладываются на ионы, какие – не раскладываются и почему?

1. Азотная кислота в любой концентрации проявляет свойства кислоты-окислителя, при этом азот восстанавливается до степени окисления от +4 до?3. Глубина восстановления зависит в первую очередь от природы восстановителя и от концентрации азотной кислоты. Как кислота-окислитель, HNO 3 взаимодействует:

а) с металлами (учащимся раздаются таблицы (приложение 3 )

Примеры уравнений ОВР (с электронными балансами). Одновременно повторяются правила составления уравнений ОВР. Слайд 5, 6 (презентация)

Слайд 5 (презентация):

3Zn 0 + 8HN +5 O 3 (конц) 3Zn +2 (NO 3) 2 + 2N +2 O + 4H 2 O

Переход е

Число е

Ок-ль /в-ль

Zn 0 2е Zn +2

В процессе реакции окисляется

N +5 + 3е N +2

Окислитель, т.к. принимает е

Слайд 6 (презентация):

5Zn 0 + 12HN +5 O 3 (разб) 5Zn +2 (NO 3) 2 + N 2 0 + 6H 2 O

Переход е

Число е

Ок-ль /в-ль

Zn 0 2е Zn +2

Восстановитель, т.к. отдает е

В процессе реакции окисляется

2N +5 + 5е 2 N 2 0

Окислитель, т.к. принимает е

В процессе реакции восстанавливается

Отмечается, что в таблице (приложение 3 ) отражается только доминирующий ход реакции. Это означает, что, как правило, идет несколько реакций одновременно. Например, при взаимодействии Zn с HNO 3 (с массовой долей 30%) в продуктах будет содержаться NO, NO 2 , N 2 O, N 2 и NH 4 NO 3 .

Единственная общая закономерность при взаимодействии азотной кислоты с металлами: чем более разбавленная кислота и чем активнее металл, тем глубже восстанавливается азот:

увеличение концентрации кислоты NO 2 , NO, N 2 O, N 2 , NH 4 NO 3 увеличение активности металла

Вводится понятие о пассивации металлов, как о переходе поверхности металла в неактивное, пассивное состояние, связанное с образованием тонких поверхностных слоёв соединений, препятствующих окислению

2. С неметаллами, при этом азот обычно восстанавливается до NO 2 или NO

Приводятся примеры уравнений ОВР (с электронными балансами). Слайды 7,8 (презентация).

Слайд 7 (презентация).

S 0 + 6HN +5 O 3 H 2 S +6 O 4 + 6N +4 O 2 + 2 H 2 O

Переход е

Число е

Ок-ль /в-ль

S 0 6е S +6

Восстановитель, т.к. отдает е

В процессе реакции окисляется

N +5 + 1е N +4

Окислитель, т.к. принимает е

В процессе реакции восстанавливается

Слайд 8 (презентация).

3P 0 + 5HN +5 O 3 + 2H 2 O 3H 3 P +5 O 4 +5 N +2 O

Переход е

Число е

Ок-ль /в-ль

P 0 5е P +5

Восстановитель, т.к. отдает е

В процессе реакции окисляется

N +5 + 3е N +2

Окислитель, т.к. принимает е

В процессе реакции восстанавливается

3. Концентрированная HNO 3 разлагается на свету и при нагревании (слайд 9, презентация):

4HN +5 O 3 4N +4 O 2 + 2H 2 O + O 2 0

Переход е

Число е

Ок-ль /в-ль

2O – 2 2е 2 O 2 0

Восстановитель, т.к. отдает е

В процессе реакции окисляется

N +5 + 1е N +4

Окислитель, т.к. принимает е

В процессе реакции восстанавливается

III. Третья станция – практическая .

Учащимся по группам предлагается задание – сравнить области применения азотной кислоты в конце XIX-начале XX в.в. и сейчас (текст на слайде, слайд 10, презентация ).

Текст на слайде:

В энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (Петербург, 1890 – 1907 г.г.) говорится:

“Азотная кислота имеет множество применений, самых разнообразных, так напр., она массами идет на приготовление азотнокислого серебра (ляписа, адского камня), употребляемого в фармацевтическом и фотографическом деле, помощью ее же готовится из бензола и нитробензола (исходного вещества для фабрикации анилина и фуксина), нитроглицерин, хлопчатобумажный порох, пикриновая кислота, фталевая кислота, ализарин, гремучее серебро и т.п. С основаниями азотная кислота образует азотнокислые соли или нитраты, которые все (за исключением основного азотнокислого висмута) растворимы в воде и будучи брошены на раскаленный уголь дают более или менее сильную вспышку. Важнейшие из них - азотнокислый калий (селитра), азотнокислый натр (чилийская селитра), азотнокислый аммоний, азотнокислое серебро (ляпис, адский камень) и азотнокислое железо, употребляемое, как протрава в красильном деле при окраске шелка”.

Сейчас азотная кислота применяется:

    в производстве минеральных удобрений ;

    в военной промышленности (в производстве взрывчатых и отравляющих веществ, как окислитель ракетного топлива);

    в фотографии - подкисление некоторых тонирующих растворов ;

    в станковой графике - для травления печатных форм (офортных досок, цинкографических типографских форм и магниевых клише).

    в производстве красителей, лекарств

Учащимся предлагаются вопросы:

    изменились ли области применения азотной кислоты с XIX века?

    как именно изменилось и почему?

На обсуждение и ответ каждой группе дается 1 мин, затем – межгрупповое обсуждение – 1 мин)

В заключение предлагается слайд “Действие HNO 3 на организм человека” (слайд 11, презентация ) – 1 мин

Азотная кислота и её пары очень вредны: пары вызывают раздражение дыхательных путей, а сама кислота оставляет на коже долгозаживающие язвы. При действии на кожу возникает характерное желтое окрашивание кожи, обусловленное ксантопротеиновой реакцией. При нагреве или под действием света кислота разлагается с образованием высокотоксичного диоксида азота NO 2 (газа бурого цвета).

Домашнее задание (слайд № 12 , презентация, 1 мин)

§ 19, упр. 4, 7 стр. 59 (учебник), упр. 14-82, 14-83 стр. 144 (задачник), составить уравнения окислительно-восстановительных реакций с электронными балансами:

а) Cu + HNO 3 (разб)
б) Cr + HNO 3 (разб)
в) Ag + HNO 3 (конц)
г)S + HNO 3 H 2 SO 4 + NO
д) P + HNO 3 H 3 PO 4 + NO 2 + H 2 O

Открытый урок по химии в 9 классе по теме:

« Азотная кислота строение, свойстваи применение».

Учитель МКОУ СОШ с.п. Кара-Суу Жабоева Раиса Муратовна

Цели урока : изучить строение и свойства азотной кислоты, отметить ее особенности взаимодействия с металлами, рассмотреть способы получения и применение азотной кислоты. Задачи: Обучающие : продолжить формирование умений записывать уравнения реакций, характеризующих свойства азотной кислоты. Развивающие : применять полученные знания на практике и оценивать результаты выполненных действий. Воспитательные : воспитание положительного отношения к знаниям, инициативности, способности преодолевать трудности для достижения цели.

Тип урока : комбинированный.

Оборудование и реактивы: азотная кислота (конц.), медь, спиртовка, цинк, азотная кислота (разб.), серная кислота (конц.), нитрат натрия (р-р) .

Содержание и ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний, умений, навыков.

Фронтальный опрос.

Блиц – опрос.

1.Элемент, который находится под порядковым номером 7 –

2.Общее число электронов у атома азота –

3. Число неспаренных электронов атомов элементов подгруппы азота –

4.Степень окисления азота в азотной кислоте -

5. Степень окисления азота в аммиаке –

6.В молекуле азота связь –

7. В молекуле аммиака связь –

8. 3 – 10% - раствор аммиака называется …

9. «Азот – непременная составная часть живых организмов». Речь идет о простом веществе или химическом элементе?

10. в составе воздуха азот - %

11. Аммиак при нормальных условиях – это …

12. Оксид азота (II) образуется в атмосфере …

13. Оксид азота (II) – это …

14. В лаборатории оксид азота (II) получают …

15. В промышленности оксид азота (II) получают …

16. При окислении оксида азота (II) образуется …

17. Оксид азота (IV) – это …

18. Почему вовремя грозы почва обогащается азотом?

19.В лаборатории оксид азота (IV) получают …

20. В промышленности оксид азота (IV) получают …

III. Формирование новых знаний, умений, навыков.

    HNO 3

    Mr (HNO 3) = 63

    M (HNO 3) = 63г/моль

    Физические свойства.

Азотная кислота – одноосновная сильная кислота, бесцветная жидкость с резким раздражающим запахом. Азотную кислоту с концентрацией 97 -99% называют дымящей, с концентрацией 58 – 60% - концентрированной. Плотность азотной кислоты 1,4 г/см 3 . Азотная кислота – сильный окислитель. Дымящая азотная кислота способна поджечь скипидар, другие органические вещества.

Азо́тная кислота́ (HNO 3), - сильная одноосновная кислота. Твёрдая азотная кислота образует две кристаллические модификации смоноклинной и ромбической решётками.

Азотная кислота смешивается с водой в любых соотношениях. В водных растворах она практически полностью диссоциирует на ионы. Образует с водой азеотропную смесь с концентрацией 68,4 % и t кип 120 °C при атмосферном давлении. Известны два твёрдых гидрата: моногидрат (HNO 3 ·H 2 O) и тригидрат (HNO 3 ·3H 2 O).

Исторические сведения

Методика получения разбавленной азотной кислоты путём сухой перегонки селитры с квасцами и медным купоросом была, по видимому, впервые описана трактатах Джабира(Гебера в латинизированных переводах) в VIII веке. Этот метод с теми или иными модификациями, наиболее существенной из которых была замена медного купоросажелезным, применялся в европейской и арабской алхимии вплоть до XVII века.

В XVII веке Глаубер предложил метод получения летучих кислот реакцией их солей с концентрированной серной кислотой, в том числе и азотной кислоты из калийной селитры, что позволило ввести в химическую практику концентрированную азотную кислоту и изучить её свойства. Метод Глаубера применялся до начала XX века, причём единственной существенной модификацией его оказалась замена калийной селитры на более дешёвую натриевую (чилийскую) селитру.

Во времена М. В. Ломоносова, азотную кислоту называли крепкой водкой.

Промышленное производство, применение и действие на организм

Азотная кислота является одним из самых крупнотоннажных продуктов химической промышленности.

Производство азотной кислоты

Современный способ её производства основан на каталитическом окислении синтетического аммиака на платинородиевых катализаторах (процесс Оствальда) до смеси оксидов азота (нитрозных газов), с дальнейшим поглощением их водой

4NH 3 + 5O 2 (Pt) → 4NO + 6H 2 O

2NO + O 2 → 2NO 2

4NO 2 + O 2 + 2H 2 O → 4HNO 3 .

Концентрация полученной таким методом азотной кислоты колеблется в зависимости от технологического оформления процесса от 45 до 58 %. Впервые азотную кислоту получили алхимики, нагревая смесь селитры и железного купороса:

4KNO 3 + 2(FeSO 4 · 7H 2 O) (t°) → Fe 2 O 3 + 2K 2 SO 4 + 2HNO 3 + NO 2 + 13H 2 O

Чистую азотную кислоту получил впервые Иоганн Рудольф Глаубер, действуя на селитру концентрированной серной кислотой:

KNO 3 + H 2 SO 4 (конц.) (t°) → KHSO 4 + HNO 3

Дальнейшей дистилляцией может быть получена т. н. «дымящая азотная кислота», практически не содержащая воды.

    Химические свойства.

а) Общие свойства

1. Действие на индикаторы

2. Диссоциация

HNO 3 = H + + NO 3 -

3. Взаимодействие с основными и амфотерными оксидами

2HNO 3 + BaO = Ba(NO 3) 3 + H 2 O

6HNO 3 + AI 2 O 3 = 2AI(NO 3) 3 + 3H 2 O

4. Взаимодействие с основаниями

HNO 3 + NaOH = NaNO 3 + H 2 O

5. Взаимодействие с солями

2HNO 3 + K 2 CO 3 = 2KNO 3 + H 2 O + CO 2

б) Специфические свойства

1. Взаимодействие с металлами

Концентрированная и разбавленная азотная кислота взаимодействуют

со всеми металлами, расположенными до и после водорода, кроме

золото и платины. При взаимодействии азотной кислоты с металлами

водород не выделяется:

Zn + 2HNO 3 = Zn(NO 3) 2 + H 2

а в зависимости от концентрации выделяются следующие вещества:

1 ). 4HNO 3(k) + Zn = Zn(NO 3) 2 + 2NO 2 + 2H 2 O

2 ). 8HNO 3(p) + 3Zn = 3Zn(NO 3) 2 + 2NO + 4H 2 O

3 ). 10HNO 3(p) + 4Zn = 4Zn(NO 3) 2 + N 2 O + 5H 2 O

4 ). 12HNO 3(p) + 5Zn = 5Zn(NO 3) 2 + N 2 + 6H 2 O

5 ). 10HNO 3(p) + 4Zn = 4Zn(NO 3) 2 + NH 4 NO 3 + 3H 2 O

6 ). 2HNO 3(k) + Ag = AgNO 3 + NO 2 + H 2 O

7 ). 4HNO 3(p) + 3Ag = 3AgNO 3 + NO + 2H 2 O

Все приведенные выше уравнения отражают только доминирующий ход реакции. Это означает, что в данных условиях продуктов данной реакции больше, чем продуктов других реакций, например, при взаимодействии цинка с азотной кислотой (массовая доля азотной кислоты в растворе 0,3) в продуктах будет содержаться больше всего NO, но также будут содержаться (только в меньших количествах) и NO 2 , N 2 O, N 2 и NH 4 NO 3 .

Единственная общая закономерность при взаимодействии азотной кислоты с металлами: чем более разбавленная кислота и чем активнее металл, тем глубже восстанавливается азот:

увеличение концентрации кислоты увеличение активности металла

2. Разложение на свету или при нагревании

4HNO 3 = 4NO 2 + O 2 + 2H 2 O

3. Взаимодействие с неметаллами

6HNO 3(k) + S = H 2 SO 4 + 6NO 2 + 2H 2 O

5HNO 3(p) + 3P + 2H 2 O = 3H 3 PO 4 + 5NO

Продукты взаимодействия железа с HNO 3 разной концентрации

С золотом и платиной азотная кислота, даже концентрированная не взаимодействует. Железо, алюминий, хром холодной концентрированной азотной кислотой пассивируются. С разбавленной азотной кислотой железо взаимодействует, причем в зависимости от концентрации кислоты образуются не только различные продукты восстановления азота, но и различные продукты окисления железа:

Азотная кислота окисляет неметаллы, при этом азот обычно восстанавливается до NO или NO 2:

и сложные вещества, например:

Некоторые органические соединения (например амины и гидразин, скипидар) самовоспламеняются при контакте с концентрированной азотной кислотой.

6.Получение

а) в промышленности:

4NO 2 + O 2 + 2H 2 O = 4HNO 3

б) в лаборатории:

NaNO 3(тв) + H 2 SO 4(k) = NaHSO 4 + HNO 3

7.Применение

Для получения красителей

Для получения лекарственных препаратов

Для получения полимеров

При производстве фотопленки

Для получения взрывчатых веществ

Для производства минеральных удобрений.

Соли азотной кислоты

Соли азотной кислоты называются нитратами. Нитраты калия, кальция, натрия, аммония называют селитрами. Нитраты – это твердые кристаллические вещества, хорошо растворимые в воде. Нитраты при нагревании разлагаются.

а) нитраты металлов, стоящих в ряду напряжений левее магния:

2NaNO 3 = 2NaNO 2 + O 2

б) нитраты металлов, расположенных в ряду напряжений между магнием и медью:

4Al(NO 3) 3 = 2Al 2 O 3 + 12NO 2 + 3O 2

в) нитраты металлов, расположенных в ряду напряжений правее ртути:

2AgNO 3 = 2Ag + 2NO 2 + O 2

г) нитрат аммония:

NH 4 NO 3 = N 2 O + 2H 2 O

Нитраты в водных растворах практически не проявляют окислительных свойств, но при высокой температуре в твердом состоянии нитраты - сильные окислители, например:

Fe + 3KNO 3 + 2KOH = K 2 FeO 4 + 3KNO 2 + H 2 O - при сплавлении твердых веществ.

Цинк и алюминий в щелочном растворе восстанавливают нитраты до NH 3:

Соли азотной кислоты - нитраты - широко используются как удобрения. При этом практически все нитраты хорошо растворимы в воде, поэтому в виде минералов их в природе чрезвычайно мало; исключение составляют чилийская (натриевая) селитра и индийская селитра (нитрат калия). Большинство нитратов получают искусственно.

Качественная реакция на нитрат- ион NO 3 -

Для определения нитрат ионов NO 3 - в пробирку помещают немного исследуемого вещества, добавляют медных стружек, приливают концентрированную серную кислоту и нагревают:

NaNO 3 + H 2 SO 4(k) = NaHSO 4 + HNO 3

4HNO 3 + Cu =Cu(NO 3) 2 + 2NO 2 + 2H 2 O

Выделение бурого газа свидетельствует о наличии нитрат- ионов.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

А сейчас ребята, чтобы проверить, насколько вы усвоили новую тему, прошу вас выполнить следующий тест.

Тест

В а р и а н т 1

1. Какой ряд чисел соответствует распределению электронов по энергетическим уровням в атоме азота?

1) 2, 8, 1; 2) 2, 8, 2; 3) 2, 4; 4) 2, 5.

2. Закончите уравнения практически осуществимых реакций:

1) HNO 3 (разб.) + Cu … ;

2) Zn + HNO 3 (конц.) … ;

3) HNO 3 + MgCO 3 … ;

4) CuO + KNO 3 … .

3. Укажите, какое уравнение иллюстрирует одну из стадий процесса промышленного производства азотной кислоты.

1) 4NH 3 + 5O 2 = 4NO + 6H 2 O;

2) 5HNO 3 + 3P + 2H 2 O = 3H 3 PO 4 + 5NO;

3) N 2 + O 2 = 2NO.

4. Отрицательная степень окисления проявляется азотом в соединении:

1) N 2 O; 2) NO; 3) NO 2 ; 4) Na 3 N.

5. Взаимодействие медной стружки с концентрированной азотной кислотой приводит к образованию:

1) NO 2 ; 2) NO; 3) N 2 ; 4) NH 3 .

В а р и а н т 2

1. Значение высшей валентности азота равно:

1) 1; 2) 2; 3) 5; 4) 4.

2. Запишите возможное взаимодействие концентрированной азотной кислоты со следующими металлами: натрий, алюминий, цинк, железо, хром.

3. Выберите вещества, являющиеся сырьем для производства азотной кислоты:

1) азот и водород;

2) аммиак, воздух и вода;

3) нитраты.

4. Концентрированная азотная кислота не реагирует с:

1) углекислым газом;

2) соляной кислотой;

3) углеродом;

4) гидроксидом бария.

5. При взаимодействии очень разбавленной кислоты с магнием образуется:

1) NO 2 ; 2) NO; 3) N 2 O; 4) NH 4 NO 3 .

Ответы на тесты

В а р и а н т 1. 1 – 4; 2. 1) 8HNO 3 (разб.) + 3Cu = 3Cu(NO 3) 2 + 2NO + 4H 2 O;2) Zn + 4HNO 3 (конц.) = Zn(NO 3) 2 + 2NO 2 + 2H 2 O;3) 2HNO 3 + MgCO 3 = Mg(NO 3) 2 + CO 2 + H 2 O; 3 – 1; 4 – 4; 5 – 1. В а р и а н т 2. 1 – 4; 2. Na + 2HNO 3 (конц.) = NaNO 3 + NO 2 + H 2 O,Zn + 4HNO 3 (конц.) = Zn(NO 3) 2 + 2NO 2 + 2H 2 O;3 – 2; 4 – 1; 5 – 4.

Обменяйтесь своими тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность выполнения теста. Подсчитайте количество правильных ответов, результаты занесите в оценочный лист.

Домашнее задание. Прочитать по учебнику «Химия-9» (Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г . М.: Просвещение, 2013) § 21, повторить конспект урока и схему взаимодействия кислоты с металлами.

Конспект урока по химии 9 класс по учебнику Габриеляна.О.С.
Тема урока. Азотная кислота.
Урок подготовила: Мариева А.Ю.
Цель урока:
Знакомство с историей открытия. Изучение строения молекулы азотной кислоты, ее физических и химических свойств, роли кислоты в жизни человека и ее применение
Задачи урока:
образовательные: - изучить молекулярное и электронное строение молекулы азотной кислоты, рассмотреть физические свойства, изучить химические свойства азотной кислоты (общие с другими кислотами и специфические), Познакомить учащихся с окислительными свойствами азотной кислоты, обратить внимание на применение кислоты;
воспитательные: формировать навыки безопасного обращения с веществами, формировать умение применять полученные знания в быту, воспитывать уверенность в своих силах, настойчивость.
развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, грамотно излагать свои мысли. развивать умение и навыки при проведении эксперимента с соблюдением правил техники безопасности, развивать познавательные способности, потребности и интерес у обучающихся
I. Организационный момент (2 мин.) Здравствуйте, садитесь.
(Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, организует начало урока. Отмечает отсутствующих.)

II. Опрос-повторение (5 мин.)
Проведение проверки знаний: 3 ученика идут к доске. Остальные учащиеся отвечают на вопросы устно, со своих рабочих мест.
Вопросы - и задания для фронтальной проверки.
1.Характеристика азота по положению в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева
(ответ N располагается в 5группе 2 период.1S22S22p3.p=7, е=7,n=7.)
2.Написать уравнения реакции азота с алюминием и назвать вещество. (ответ 2AI+ N2=2AIN нитрид алюминия)
3.Написать уравнения реакции азота с водородом и назвать вещество.(ответ 3Н2+ N2=2NН3 аммиак)
4.Написать уравнения реакции азота с кислородом и назвать вещество(ответ О2+ N2=2NО оксид азота 2)
5.Какой тип химической связи в молекуле аммиака (ответ водородная).
6 .Написать уравнения реакции аммиака с соляной кислотой и назвать вещество(ответ NН3+HCl=NH4Cl хлорид аммония) (10 минут)
7. Кто и в каком году открыл азот? (Кавендиш Генри в 1772г)
8.Какая степени окисления азота в соединении?(
·3,
·2,
·1, 0, +1, +2, +3, +4, +5.)

III. Мотивационно - ориентировочный этап (5 мин.)
Создание проблемной ситуации
Вводное слово учителя
1. История открытия.(слайд1 и 2) Запишите имя алхимика и дату открытия.(Бонавентура в 1270)
IV. Операционно – исполнительский этап(23 мин.)

2. Записать тему урока Азотная кислота.(слайд 4)
Учитель: Дайте вспомним, какие вещества называются кислотами?
Ученик: Кислоты – сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.
Учитель: Вспомним технику безопасности при работе с кислотами.
Ученик: При растворении кислот нужно вливать ее тонкой струйкой в воду и перемешивать стеклянной палочкой.
3 Состав и строение молекулы азотной кислоты (записываем в тетради формулу азотной кислоты)
Дать самостоятельно характеристику (одноосновная, кислородсодержащая, сильная). Определить степень окисления в азотной кислоте и определите вид химической связи.(слайд 5)

4. Физические свойства.(слайд 6) Записываем в тетради.
Азотная кислота бесцветная жидкость, которая «дымится» на воздухе. Концентрированная азотная кислота – желтого цвета от избытка оксида азота (IV). Температура кипения + 86 С.Хорошо растворима в воде.

5 . Химические свойства. (слайд 7)
Учитель: Азотная кислота обладает общими свойствами с другими кислотами и специфическими, которые присуще только ей. (записывают дети в тетради)
Учитель: А какие свойства кислот вы знаете?
Ученик: Кислый вкус, изменение окраски индикатора, взаимодействия с другими веществами
Вспомним общие свойства кислот.(слайд 8)
Запись в тетради:
1. сильные кислоты подвергаются диссоциации HNO3 -> H+ +NO3-
2. Написать реакцию раствора азотной кислоты и оксида меди (II), записать уравнение реакции, определить ее тип.
CuO + 2 HNO3 = Cu(NO3)2 + H2O - реакция ионного обмена,

3 Написать реакцию раствора азотной кислоты с основаниями.
В тетради: KOH+ HNO3=КNO3+Н2О реакция ионного обмена

.
4 Написать реакцию раствора азотной кислоты с солями
2 HNO3 + Na2CO3 = 2 NaNO3 + H2O + CO2 - реакция ионного обмена, необратимая

6 Специфические свойства. (записать в тетради) (слайд 9)
При взаимодействии азотной кислоты любой концентрации с металлами водород никогда не выделяется. Продукты реакции зависят от металла и концентрации кислоты.(Раздается таблица)

Давайте рассмотрим эту таблицу вмести.
7.Учитель: Итак, используя нашу таблицу, напишем уравнения реакции. Азотной кислоты разбавленной с Zn, Cа,Ag. И разобрать уравнение с точки зрения окислительно - восстановительной реакции.
Учитель разбирает первый пример на доске
1)Zn+HNO3(разб.)=Zn(NO3)2+N2+H2O (ответ
Zn0-2е=Zn+2 восстановитель, процесс окисление 2 1 5
5N2 +10е=2N0 окислитель, процесс восстановление 10 5 1

5Zn+12HNO3(разб.)=5Zn(NO3)2+N2+6H2O
Выходят к доске 3 ученика и, используя таблицу, записывает уравнения.

2)Ca+ HNO3(разб.)=NH4NO3+Ca(NO3)2+H2O (ответ
Ca0-2е= Ca+2 восстановитель, процесс окисление 2 1 4
N+5 +8е=N-3 окислитель, процесс восстановление 8 4 1
4Ca+ 10HNO3(разб.)=NH4NO3+4Ca(NO3)2+3H2O

3)Ag+HNO3(разб.) =NO+ AgNO3+H2O
Ag0-1е=Ag восстановитель, процесс окисление 1 3
N+5 +3е=N+2 окислитель, процесс восстановление 3 1
3Ag+4HNO3(разб.)=NO+ 3AgNO3+2H2O

4) И с концентрированной HNO3 .
Na+HNO3=N2O+NaNO3+H2O
Na0-1е= Na+ восстановитель, процесс окисление 1 4
2N+5 +8е=2N+ окислитель, процесс восстановление 4 1

8Na+10HNO3=N2O+8NaNO3+5H2O

Учитель: И с неметаллами азотная кислота будет взаимодействовать.
Записывают в тетради: При взаимодействии с неметаллами образуется кислота, в которой у неметалла высшая степень окисления и продукт по схеме: (слайд 13)
разб. конц.
NO неMe + HNO3 NO2
P+HNO3(к.)=H3PO4+NO2+H2O (дома до делать)
Учитель: Вспомните, почему концентрированная HNO3 на Al, Cr, Fe,Au, Pt не действует?
Ученик: Эти металлы пассивируют, покрывается прочной оксидной пленкой, которая нерастворима в растворах кислот.
Учитель: Как вы думаете, где может применяться азотная кислота?
Ученики: В производстве взрывчатых веществ, удобрений, красок.
(Слайд выводится на доску. И дети сравнивают свои ответы.)
8. Применение азотной кислоты(слайд 15)
производство [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и комбинированных удобрений, -взрывчатых веществ (тринитротолуола и др.),
-органических красителей.
-как окислитель ракетного топлива.
- в металлургии [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] кислота применяют для травления и растворения металлов, а также для разделения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9. Закрепление знаний учащихся. Проверь себя (слайд 17)
Степень окисления азота в HNO3 а)-3 б)0 в)+5 г)+4
При хранении на свету HNO3 а) краснеет б) желтеет в) остается бесцветной
При взаимодействии с металлами азотная кислота является: а)окислителем, б)восстановителем, в)и тем, и другим.
Азотная кислота в растворе не реагирует с веществом, формула которого:а) CO2 ; б) NaOH; в) Al(OH)3 ; г) NH3 .
Царская водка- это а)концентрированный спирт б)3 объема HCl и 1 объем HNO3
в) концентрированная азотная кислота самопроверка (слайд №20)

IV. Итог урока: Выводы. 1. Азотной кислоте характерны общие свойства кислот:
реакция на индикатор, взаимодействие с оксидами металлов, гидроксидами, солями более слабых кислот, обусловленные наличием в молекулах иона Н+;
2. Сильные окислительные свойства азотной кислоты обусловлены строением ее молекулы; При ее взаимодействии с металлами никогда не образуется водород, а образуются нитраты, оксиды азота или другие его соединения (азот, нитрат аммония) и вода в зависимости от концентрации кислоты и активности металла;
3. Сильные окислительные способности HNO3 широко применяются для получения различных важных продуктов народного хозяйства (удобрения, лекарства, пластики и т.д.)

Тема урока. Азотная кислота.
Цели: изучить свойства азотной кислоты, отметить ее особенности взаимодействия с
металлами. Рассмотреть применение азотной кислоты.
Задачи: учащиеся должны уметь записывать уравнения реакций, характеризующих


и ее солей.
Оборудование: пробирки, пробиркодержатели, спиртовки
Вещества: растворы азотной кислоты (конц. и разб.), медь, оксид меди (II), гидроксид
натрия, карбонат натрия, скипидар, белая шерстяная нитка.
Организационный момент.
I.
II. Мотивация
Ход урока
­ Сегодняшний урок я предлагаю начать с просмотра фотографий.
(фотографии улыбающихся людей)
­ Какие эмоции у вас вызывают эти фотографии?
­ Психологи утверждают, что созерцание картин спокойного моря и лиц улыбающихся
людей снимает стресс. Не знаю, на сколько это верно, но в нашей ситуации попробовать
все­таки стоит.
­ Эпиграфом сегодняшнего урока я выбрала слова китайской пословицы:
«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю».
Подумайте до конца урока, почему именно эти слова стали эпиграфом на нашем уроке.
В конце урока мы снова к ним вернемся.
­ работа 1 учащегося с электронной таблицей: «Характеристика азота»
III. Подготовка к восприятию нового материала.
А начнём урок с рубрики «Знаете ли Вы, что…»
­ Это вещество было описано арабским химиком в VIII веке Джабиром ибн Хайяном
(Гебер) в его труде «Ямщик мудрости», а с ХV века это вещество добывалось для
производственных целей.
­ Благодаря этому веществу русский учёный В.Ф. Петрушевский в 1866 году впервые
получил динамит.

­ Это вещество – прародитель большинства взрывчатых веществ (например, тротила, или
тола).
­ Это вещество является компонентом ракетного топлива, его использовали для двигателя
первого в мире советского реактивного самолёта БИ – 1.
­ Это вещество в смеси с соляной кислотой растворяет платину и золото, признанное
«царём» металлов. Сама смесь, состоящая из 1­ого объёма этого вещества и 3­ёх объёмов
соляной кислоты, называется «царской водкой».
Какому же веществу будет посвящён сегодняшний урок? (самоопределение
деятельности)
Формулируем тему урока «Азотная кислота».

Перед вами план урока.
Строение молекулы азотной кислоты
Физические свойства HNO3
Химические свойства HNO3
Применение азотной кислоты
Каковы же будут цели урока: изучить свойства азотной кислоты (цель формулируют
учащиеся)
Задачи урока: вы должны уметь записывать уравнения реакций, характеризующих
химические свойства азотной кислоты; знать особенности взаимодействия НNОз с
металлами; уметь записывать ионные уравнения, окислительно­восстановительные
процессы, составлять электронный баланс; называть области применения азотной кислоты
и ее солей.
IV. Изучение нового материала.
1. Строение молекулы азотной кислоты.
Химику, окончившему институт много лет назад, задали вопрос: «Почему в азотной
кислоте степень окисления азота равна +5, а валентность 4?
«Быть такого не может, это ошибка! Валентность азота равна 5!» ­ подумал он, но
промолчал.
И в самом деле, какова валентность азота в азотной кислоте?
Степень окисления азота в HN03 действительно равна +V. Валентность же - это число
образуемых азотом ковалентных связей, иначе говоря - число электронных пар,
обеспечивающих связывание атома азота с соседними атомами в молекуле. Электронная
конфигурация атома N такова:

[N]: 1s22s22p12p12p1
Он содержит три неспаренных р­электрона и пару s­электронов, которая практически
никогда не разъединяется при образовании связей. Поэтому атом азота может образовать
три химические связи по обменному (равноценному) механизму при простом
перекрывании атомных орбиталей и еще одну связь - по донорно­акцепторному
механизму, когда атом азота N предоставляет электронную пару, а атом­партнер по хими­
ческой связи - свободную атомную орбиталь.
Получается всего четыре связи, следовательно, максимальная валентность азота равна
четырем.
2. Физические свойства азотной кислоты: бесцветная гигроскопичная жидкость, имеет
резкий запах, «дымит» на воздухе, неограниченно растворяется с водой.
­ демонстрация растворения азотной кислоты в воде (проверяем датчиком температуры:
выделяется небольшое количество теплоты по сравнению с серной кислотой)
t кип. азотной кислоты = 86°С. Растворы азотной кислоты хранят в банках из темного
стекла, т. к. она разлагается на свету. Безводная азотная кислота имеет жёлтую окраску,
эту окраску ей придаёт оксид азота N02:
4HN+503 = 4N+402 + 2Н20 + 02
N+5+1е =N+4
202­ ­4ё =02°
4N+5 + 202­ = 02° + 4N+4
Обращаем внимание учеников на выделение кислорода при разложении кислоты.
Проведём небольшой демонстрационный эксперимент для доказательства образования
02. В фарфоровую чашечку нальём небольшое количество подогретой концентрированной
азотной кислоты, пипеткой добавим немного скипидара, он вспыхнет.

Как известно, кислоты являются едкими веществами. Азотная кислота – не исключение.
«Химический кислотный ожог»
Воздействие азотной кислоты на организм человека
HN03
её её
воздействие
воздействие
на организм
на организм
человека
человека
При попадании
При попадании
на кожу
на кожу
При ожогах
При ожогах
глаз
глаз
При попадании
При попадании
в ЖКТ
в ЖКТ

Предложите вариант оказания первой медицинской помощи при ожоге раствором
азотной кислоты. (Вспомните знания из раздела «Организм человека» курса биологии.)
Каким из веществ (раствором NaOH, раствором NaHCO3, кристаллами лимонной
кислоты) вы нейтрализуете кислоту, чтобы не было сильного ожога?
Как юный талантливый химик объясните правомерность ваших действий,
обеспечивающих нейтрализацию кислоты на кожных покровах.
Проверьте правильность вашего совета, используя информацию «Помоги себе сам» в
сборнике инструкций по охране труда в кабинете химии.
При попадании на кожу:
При попадании на кожу
1. Промыть поверхность кожи обильной струёй воды.

2. Кислота реагирует с солями, значит, место ожога нужно обработать раствором
питьевой соды ­ гидрокарбоната натрия NaНСО3, который находится в аптечке

3. Нейтрализацию кислоты щёлочью проводить нельзя, т.к. щёлочь может вызвать
дополнительный химический ожог.

Лимонная кислота не только не смягчит ожог, а усилит его, т.к. кислота с кислотой не
реагирует.
А если кислота попадёт в глаза или желудочно­кишечный тракт, то как оказать первую
помощь? (чтение информации на слайде)
При ожогах глаз: промыть большим количеством воды, наложить светозащитную
При ожогах глаз
повязку и обратиться к врачу.
При попадании в ЖКТ: : промыть желудок большим количеством воды, дать
При попадании в ЖКТ
слабительное и активированный уголь, выпить молоко, вызвать скорую помощь.
Итак, азотная кислота – сильная кислота, при работе с ней необходимо соблюдать
осторожность и всегда помнить слова сатирика николаевской эпохи Козьмы Пруткова
“Всегда держись начеку”. Азотная кислота ­ это опасное вещество.
3. Химические свойства HN03.
Азотная кислота - сильная кислота и должна проявлять все свойства этого класса
соединений: взаимодействие с основными и амфотерными оксидами, основаниями,
солями.

Давайте проверим, характерны ли эти свойства для раствора азотной кислоты. Вы
будете работать в группах. Проведите опыты согласно инструкции, составьте
соответствующие уравнения реакций в молекулярном и ионном виде и сделаете выводы о
свойствах азотной кислоты.
Затем один представить от группы расскажет нам о своих наблюдениях и напишет
соответствующие уравнения реакций на доске:
1 группа – взаимодействие HN03 с оксидами металлов,
2 группа – взаимодействие HN03 с основаниями,
3 группа ­ взаимодействие HN03 с солями.
Инструктаж по технике безопасности:
1) Осторожно работаем с растворами кислот и щелочей.
2) Используем реактивы в минимальных количествах.
3) Оставляем рабочее место в порядке.
­ Лабораторная работа №16 «Свойства азотной кислоты».

Опыт 1. Взаимодействие азотной кислоты с оксидом меди (II).


Опыт 2. Взаимодействие азотной кислоты с гидроксидом натрия.



Опыт 3. Взаимодействие азотной кислоты с гидроксидом меди (II).
Получите гидроксид меди (II). Для этого к раствору сульфата меди (II) прилейте
раствор гидроксида натрия. В пробирку с осадком добавьте азотную кислоту. Что
наблюдаете? Напишите уравнения происходящих реакций в молекулярном и ионно­
молекулярном виде.
Сделайте вывод: с какими основаниями взаимодействует азотная кислота?
Опыт 4. Взаимодействие азотной кислоты с карбонатом натрия.




­ работу учащихся контролируют учитель и ученик­лаборант.
Учащиеся составляют уравнения реакций у доски, дают названия полученным
соединениям, определяют тип реакции:
1) взаимодействие с основными оксидами
CuO + 2HNO3  Cu(NO3)2 + H2O
CuO + 2H+ + 2NO3
­  Cu2+ + 2NO3
CuO + 2H+  Cu2+ + H2O
­ + H2O
2) взаимодействие с основаниями
HNO3 + NaOH  NaNO3 + H2O
­ + Na+ + OH­  Na+ + NO3
H+ + NO3
­ + H2O
3) вытесняет слабые кислоты из их солей

H+ + OH­  H2O
2HNO3 + Na2CO3  2NaNO3 + H2O + CO2
2H+ + 2NO3
­ + 2Na+ + СO3
2H+ + СO3
2­  2Na+ + 2NO3
2­  H2O + CO2
­ + H2O + CO2

4. Особые свойства азотной кислоты:
- Как реагируют металлы с растворами кислот?
Металлы, стоящие в ряду активности до водорода, вытесняют его из кислот. Металлы,
стоящие после водорода из кислот его не вытесняют, т. е. не взаимодействуют с
кислотами, не растворяются в них.
Но HN03 – особенная кислота и с металлами реагирует по­особому.
Отметим 2 особенности:
1) Ни один металл никогда не выделяет из азотной кислоты водород. Выделяются
разнообразные соединения азота (возможные с.о. от +4 до ­3. Наиболее часто
выделяются N+4 02, N+20, N2
+10, N2°, N­3H3.
2) С азотной кислотой реагируют металлы, стоящие до и после водорода в ряду
активности.

Продукт восстановления зависит от положения металла в ряду активности и от условий
проведения реакции (концентрация кислоты, температура).
Проведём окисление меди азотной кислотой (конц.) – в вытяжном шкафу.

В пробирку с концентрированной азотной кислотой осторожно добавим несколько
тонких кусочков медной проволоки. Реакция идет без нагревания, учащиеся наблюдают
изменение цвета раствора и выделение красно­бурого газа N02.
→ Cu+2(N03)2 + N+402 + Н20
Cu° + H+N+503
Сu0 ­2е = Сu+2
N+5+ 1е=N+4
Cu° + 2N+5 = Сu+2 + 2N+2
Сu + 4HN03 = Cu(N03)2 + 2NO + 2Н20

При взаимодействии разбавленной азотной кислоты с медью выделяется другой оксид
азота - N0 (бесцветный). Учащиеся вспоминают, что N0 при комнатной температуре
способен превращаться в N02.
Сu0 + H+N+503
Cu°­2е = Cu+2
N+5 + 3ё = N+2
3Cu° + 2N+5 = 3Cu+2 + 2N+2
3Cu + 8HN03 = 3Cu(N03)2 + 2N0 + 4H20
→ Cu+2(N03)2 + N+20 + Н20
­2 (конц)
­2
paзб)
Вывод:
Чем выше активность металла, тем дальше (глубже) идет восстановление азота (вплоть
до низшей с.о. ­3) – работа со схемой «С.О. азота»
Разбавленная кислота восстанавливается глубже, чем концентрированная (для одного и
того же металла).

HN03 не взаимодействует с Аu, Pt. Также конц. HN03 пассивирует следующие металлы:
Al, Fe, Be, Cr, Ni, Pb и др. (за счет образования плотной оксидной пленки), поэтому
азотную кислоту перевозят в алюминиевых цисцернах.
Однако, при разбавлении азотной кислоты данные металлы в ней растворяются.
4HN03(pаз6)+ Fe = Fe(N03)3 + NO + 2H20
5. Действие азотной кислоты на органические вещества:
­ опускаем в азотную кислоту белую шерстяную нитку
наблюдаем жёлтое окрашивание
(ксантопротеиновая реакция) – качественная реакция на HN03. Такое же жёлтое пятно
появится на коже, если неосторожно обращаться с азотной кислотой.

III. Закрепление изученного материала.
Согласны ли вы со следующими суждениями:
Азотная кислота является сильной кислотой.
Азотная кислота взаимодействует только с растворимыми основаниями.
Азотная кислота разлагается на свету.

Соли азотной кислоты – нитриты.

Азотная кислота взаимодействует только с металлами, стоящими до водорода в
ряду активности металлов.
Азотная кислота пассивирует алюминий.
Вывод.
Итак, ребята. Азотная кислота – важнейшее неорганическое соединение. Она идет на
получение азотных удобрений, взрывчатых веществ, красителей, пластмасс,
искусственных волокон, в фотографии – при подкислении некоторых тонирующих
растворов.
А вот в 1845г. швейцарский химик Христиан Фридрих Шенбайн, уже прославивший себя
открытием озона, проводил опыты в своей домашней лаборатории. Разлив смесь азотной и
серной кислот, он вытер лужицу хлопчатобумажным фартуком и повесил его сушить над
печкой. Как только фартук высох, раздался не сильный взрыв и... Но это совсем другая
история и я расскажу её вам на следующем уроке.
А пока обратите еще раз внимание на наш эпиграф. Подходят ли слова этой китайской
пословицы к нашему уроку? Почему?
Оценки за урок.
IV. Домашнее задание:
1. §27, упр. 2.
2. Творческое задание с правом выбора – вы можете подготовить кроссворд по теме
«Азотная кислота», компьютерную презентацию или реферат.
V. Рефлексия.
Ответьте на вопросы:
1. Мне было комфортно на уроке.
2. Я много узнал нового.
3. Это мне пригодится в жизни.
4. Я приняла активное участие в обсуждении темы.
5. Мне это не интересно.
VI. Подведение итогов.
Учитель:
Жизнь на самом деле состоит
Из невероятных комбинаций.
Если все Отечество грустит,
Не переставайте улыбаться!
Это, разумеется, не путь

Вовремя остановить ошибки.
Но ведь должен, должен кто­нибудь
Просто так дарить свою улыбку!
­ Спасибо вам за урок и хорошего вам настроения!
Лабораторная работа №16
Инструктивная карта «Химические свойства азотной кислоты»
1 группа. Взаимодействие азотной кислоты с оксидом меди (II).
Внесите в пробирку небольшое количество оксида меди (II) и прилейте азотную
кислоту. Пробирку нагрейте в пламени спиртовки. Что наблюдаете? Напишите уравнение
происходящей реакции в молекулярном и ионно­молекулярном виде.
Сделайте вывод: с какими оксидами взаимодействует азотная кислота?
2 группа. Взаимодействие азотной кислоты с гидроксидом натрия.
В пробирку налейте небольшое количество гидроксида натрия, добавьте
фенолфталеин. Что наблюдаете? Почему? Прилейте в пробирку раствор азотной кислоты

до исчезновения окраски. О чем это свидетельствует? Напишите уравнение происходящей
реакции в молекулярном и ионно­молекулярном виде. Как называется эта реакция?
Сделайте вывод: с какими основаниями взаимодействует азотная кислота?
3 группа. Взаимодействие азотной кислоты с карбонатом натрия.
В пробирку налейте 1 мл раствора карбоната натрия и добавьте азотную кислоту. Что
наблюдаете? Почему? Напишите уравнение происходящей реакции в молекулярном и
ионно­молекулярном виде. К какому типу относится эта реакция?
Сделайте вывод: с какими солями взаимодействует азотная кислота?
Характеристика азота:
0 – электронная формула –
1 – атомная масса
2 – радиус атома –
2 – радиус иона –
6 – содержание в земной коре

7 – плотность –
7 – год открытия
8 – степень окисления в соединениях –
9 – температура плавления –
9 – температура кипения ­
13 – количество изотопов ­