Меню
Бесплатно
Главная  /  Болезни  /  Лечение суставов по аюрведе. Причины и лечение болезней по аюрведе

Лечение суставов по аюрведе. Причины и лечение болезней по аюрведе

Согласно Аюрведе питание является нашим главным лекарством.

Что такое аюрведа? это система индийской медицины, возникшая около 6000 лет назад, переводится с санскрита как «наука о жизни» и считается упаведой (дополнительной) одной из четырех вед - Атхарва веды. Болезнь в человеке начинается когда в организме нарушается равновесии трех дош - Вата, Питта и Капха, накапливаются шлаки и токсины. Человек считается здоровым, когда доши находятся в сбалансированном состоянии.

Это наиболее древняя из доступных сейчас систем медицины, проверенная опытом многих тысяч врачей, избавивших от болезней и страданий на протяжении многих тысячелетий, огромное количество пациентов. Целью аюрведы является достижение здоровья людей с помощью обретения гармонии и равновесия. Аюрведа, в отличии от западной медицины, делает человека здоровым, а не борется с каким-то конкретным заболеванием. Огромная роль в ней отводится профилактике. Для достижения здоровья всего человеческого организма необходимо достижение физиологического и психического равновесия, гармония мыслей, понимание законов природы и духовное развитие.

Европейская медицина наилучшим образом справляется острыми заболеваниями и травмами, требующими немедленного, порой хирургического, вмешательства. Жители Запада, главным образом же страдают от сердечно сосудистых заболеваний, ринитов, ожирений, артритов, различного вида опухолей, больной психики – последствий часто повторяющихся стрессов, наркомании, алкоголизма и некоторых других болезней. Индийская медицина Аюрведа - это комплексная система знаний, в которой одними из основных лекарств являются правильной поведение и стиль жизни. Исцеление осуществляется с помощью растений и минералов, йоги и медитации.

Согласно древней индийской философии материя состоит из пяти первоэлементов - панчамахабхут: земля (притхви), вода (джала), огонь (агни), воздух (ваю), эфир (акаша). На основании комбинаций панчамахабхут образуются доши - это патофизиологические факторы, поддерживающие человеческое тело подобно угловым столбам, поддерживающим дом.

Эфир и воздух образуют дошу Вата, отвечающую за вдох и выдох, движение, циркуляцию в организме различных субстанций и выведение продуктов распада.

Огонь и вода образуют дошу Питта, которая управляет зрением, пищеварением, выработкой тепла в организме, гибкостью, веселостью, интеллектом.

Вода и земля образуют дошу Капха, отвечает за пышность, работу суставов, мужество, выдержку, стабильность, сопротивляемость.

Принципы Аюрведы

Аюрведой сформированы следующие доктрины. Для каждого элемента существует сбалансированное и несбалансированное состояния. Когда Вата сбалансирована, человек энергичный и творческий, но, когда он обладает слишком сильной подвижностью, то, как правило, испытывает тревогу, бессонницу, сухость кожи, склонен к запорам и трудностям при концентрации. Когда Питта является сбалансированной, человек является теплым и доброжелательным, дисциплинированным, хорошим лидером и оратором. Когда Питта выходит из равновесия, человек становится навязчивым и раздражительным, может страдать от расстройства желудка или воспалительных состояний. При сбалансированной Капхе человек приятен, надежен и стабилен, но при выходе Капхи из равновесия, возможно ощущение вялости, склонность к избытку веса, заложенность пазух.

Важной целью "науки о жизни" является определение идеального состояния баланса дош в организме, определение, когда они находятся вне баланса. Восстановление сбалансированного состояния осуществляется путем использования диеты, лекарственных трав, ароматерапии, массажа, музыки и медитации.

Статьи по Аюрведе

Аюрведа представляет собой знание о жизни с учетом всех ее многогранных аспектов. Объектами ее изучения является не только жизнедеятельность нашего физического тела, но также ум и душа. Тело, ум и душа являются тремя составными частями, на которых основывается аюрведическая терапия. Аюрведа придерживается целостного взгляда на человеческую жизнь и методы поддержания ее здоровья. Только если тело, ум и душа находятся в гармонии с мирозданием и друг с другом, можно достигнуть совершенного здоровья.

Целостность аюрведического подхода заключается также в том, что человека рассматривается не только на индивидуальном уровне, но и на социальном, определяются не только пути достижения личного благополучия, но и большое внимание уделяется гармонии общества и личности. Человеческая жизнь в социальном плане может быть плохой или хорошей, а на личностном плане - счастливой или нет. Хорошая жизнь способствует общественному процветанию, а плохая, как правило, оказывает противоположное воздействие. Здоровый человек является счастливым, а больной - несчастным.

Теория тридоша основывается на универсальных законах природы, на концепции о том, что на тело человека действуют те же законы, что и ко всему окружающему миру. Три доши, являющиеся тремя жизненными принципами, отвечают не только за физиологические функции организма, но и за поведенческие факторы и умственную деятельность. Три гуны (качества ума) взаимодействуют с тремя дошами. Древняя индийская медицинская наука Аюрведа рассматривает тело и ум человека в их взаимном единстве, не анализируя организм по отдельным частям.

Важное внимание в Аюрведе придается индивидуальной конституции человеческого организма, различной у многих людей. Выбор методов лечения осуществляется в соответствии с конституциональным типом человека. В целом, ведические методы поддержания здорового состояния организма направлены на осуществлении помощи природе в восстановлении равновесия тела и ума. Равновесием ума подразумевает под собой гармоническое состояния трех качеств ума - гун: саттвы, раджаса и тамаса. Аюрведой определена следующая концепция, исцеление человека подразумевает под собой не подавление симптомов болезни, а приведение тела в состояние гармонии.

Здоровье - нормальное состояние человека, а целью аюрведического лечения является восстановление этого состояния путем использования правильного питания, лекарственных препаратов, определенных физических упражнений и т.п.

Аюрведическая медицина является составной частью культуры Индии. На принципах аюрведы основана индийская кулинария. Эти ведические принципы определяют каждодневную жизнь людей, их ритуалы и традиции. Праздники и свободное время организуются так, чтобы здоровье людей в меньшей степени затрагивали перенапряжения и стрессы.

Древние источники Аюрведы

- Чарака самхита датированна приблизительно 150 г. н. э. Является самым древним из дошедших до нас аюрведических текстов, представляет собой основной труд по терапии (Кайа чикитса). Здесь детально описаны знания о естественных законах существования человека. Подробно описаны методы диагностики и лечения множества заболеваний и процедура Панчакарма. В Чакара самхите описано множество препаратов растительного и животного происхождения, несколько десятков препаратов состоящих из минералов, даны рецепты лекарств с описанием процедуры их изготовления и применения.
- Сушрута самхита - 350 г. н. э. Сушрута рассказывает о более 1000 болезней, 700 лекарственных растениях, 100 препаратах животного и минерального происхождения. Трактат содержит 186 глав и посвящен правилам лечения, теории тридоша, описанию хирургических инструментов, объясняет воздействие различных времен года на людей и растения. Некоторые главы посвящены анатомии, патологии, токсикологии, терапии различных заболеваний, способам очищения и омоложения человеческого организма.

- Аштанга самграха - дата создания варьируется от 200 до 500 годов н.э., написана Вагбхатой. В этом труде описываются восемь направлений аюрведы;
также написана Вагбхатой и датируется ориентировочно IV веком н. э. Этот текст изучается врачами Аюрведы в Индии и многих других странах. Он переведен на тибетский, китайский, персидский, арабский и другие языки. Аштанга хридая самхита содержит шесть разделов, общее количество глав составляет 120.

Корнем всех болезней является оторванность человека от полного целого, от не понимания своего места в нем.

- Шарангадхара самхита - написана как руководство для врачей в XIII веке;
- Мадхава нидана ;
- Бхава пракаша - написана в 1558 году Бхава Мишрой. Эта самхита является руководством по этиологии, симптоматике, терапии;
- Харита самхита ;
- Кашьяпа самхита ;
- Бхела самхита .

Индия считается одной из самых многогранных стран мира благодаря своей культуре, природе, религии и особому отношению к жизни. Аюрведическое лечение в Индии является одним из важных составляющих общего представления об этой удивительной территории. Система альтернативной медицины не зря переводится как «наука жизни», ведь она была эффективно и результативно опробована на миллионах людей со всех уголков планеты.

учит слышать и понимать собственный организм. Правильное применение методики позволяет в корне изменить свое отношение к телу. Она также позволяет стать цельным человеком со всеми составляющими: физической, ментальной, эмоциональной, социальной и духовной. Аюрведическое лечение в Индии – это прекрасная возможность познакомиться с собой получше.

Общие сведения о лечении Аюрведой

Народная индийская медицина стала настолько популярной, что лечение Аюрведой практикуется уже далеко за пределами исторической родины. Ее история начинается с давних времен, и за этот период методика совершенствуется и продолжает возвращать здоровье множеству заинтересованных людей.

Аюрведа лечение должно проводиться по определенным правилам, которые известны только аутентичным индийским специалистам. Как бы ни хотелось перенести мировым клиникам многолетний аюрведический опыт в собственные страны, сделать это не так просто.

Лечение Аюрведой лучше всего осуществлять именно в Индии. Это не только позволит добиться лучших результатов, но и познакомиться с культурными особенностями страны.

История появления Индийской Аюрведы

История индийской Аюрведа начинается с легенды о боге Дханвантари, спустившемся на землю, чтобы подарить людям удивительный дар врачевания. Другая древняя история гласит, что Диводаса был избран для избавления человечества от проблем с помощью медицинских знаний.

Аюрведа в Индии является важной составляющей жизни и затрагивает восстановление всего тела. Она подстраивается под климатические условия и традиции любого народа, так как опирается на самые простые методы врачевания. Аюрведа в Индии – это шанс продлить молодость и красоту во время отдыха на курорте.

Направления Аюрведического лечения в Индии

Аюрведическое лечение – это несколько разделов нетрадиционной медицины, среди которых общая, педиатрия, лечение головы и шеи, хирургия, психология и демонология, омоложение организма, токсикология, излечение от импотенции, а также бесплодия.

Аюрведическое лечение заключается в нескольких уровнях:

  • непосредственное лечение заболевания;
  • предупреждение болезни;
  • повышение качества жизни;
  • развитие сознания.

Но согласно методике перед началом аюрведического лечения необходимо привести свои мысли в порядок и абстрагироваться для получения эффективного результата.

Основные практики лечения по Аюрведе

Лечение по Аюрведе подразумевает оздоровление при помощи натуральных лекарств животного, растительного или минерального происхождения. Дополнительно разрабатываются комплексы процедур и диеты. Доктора Аюрведы ориентируются на индивидуальные показатели человека, чтобы помочь ему очиститься. Основным является понятие о трех дошах – Вате, Питте и Капхе, которые и влияют на жизнь и здоровье. Доктора Аюрведы способны во время осмотра и консультации составить наиболее правильный план, позволяющий улучшиться на всех уровнях.

Преимущества индийских клиник Аюрведы

– это многовековой опыт в сфере нетрадиционной медицины, аутентичные знания и отработанные процедуры. К сожалению, за пределами Индии найти действительно соответствующую по уровню клинику сложно. Хоть это медицинское направление и развивается с небывалым успехом, доктора из других стран не могут знать Аюрведу в совершенстве. Поэтому рекомендуется посещать клиники Аюрведы именно в Индии.

Современная медицина направлена на лечение болезни (скажем так, то что находится на поверхности), а не больного и глубинного источника болезни - её первопричины. Аюрведа лечение , напротив, предполагает комплексный подход с учетом индивидуальных особенностей человека и состояния его психоэмоциональной сферы, она не ограничивается одной частью тела и лечит весь организм в целом. Вообще, Аюрведа - это гармония с природой в широком смысле этого слова (в т.ч. с истинной природой самого человека). Аюрведа также тесно связана с .

На фото - лечебный аюрведический массаж в Индии

Основные причины болезней

Причинами болезни могут быть различные факторы, связанные с :

  • негативными последствиями прошлых жизней;
  • отрицательными эмоциями и чувствами;
  • стрессами и неправильным образом жизни;
  • неправильным питанием (см. основы ).

Базовый Аюрведический принцип лечения гласит, что вылечить болезнь лишь на уровне только физического тела невозможно , основные рецепты аюрведы - это, прежде всего, работа с чувствами и эмоциями, её вызвавшими:

  1. Обидчивость и конфликтность приводят к заболеваниям сердечно-сосудистой системы;
  2. Ненависть - болезни желчного пузыря;
  3. Приступы паники - отражается на кишечнике;
  4. Частые волнения приводят к болезням желудка;
  5. Тоска, апатия, грусть - к заболеваниям органов дыхания;
  6. Страх - вызывает болезни почек;
  7. Гнев приводит к болезням печени;
  8. Чувство вины - к хронической головной боли;
  9. Раздражительность - к частым приступам тошноты, от которой не помогают аптечные лекарства;
  10. Продолжительное чувство одиночества - артриты, снижение слуха, старческое слабоумие.

На заметку: в нашем напряженном и ритмичном современном мире невозможно избавиться от тех факторов, которые вызывают стресс и ухудшают эмоциональное состояние. Однако можно несколько нивелировать свое отношение к этим факторам, а также ослабить влияние уже возникших стрессов и гармонизировать эмоциональный фон за счет , что совместно с Аюрведа лечением даст еще больший оздоровительный эффект.

Полезно будет также немного узнать про , чтобы понять, каким образом эмоция отражается на ее состоянии. Ведь даже ученные уже подтверждают существование ауры, и она имеет тесную обратную связь с физическим телом .

Стадии развития болезни

Аюрведа рассматривает 6 стадий развития болезни. Лечение на первых трех стадиях проходит легко, на четвертой - болезнь еще излечима, на пятой - уже трудноизлечима, а на шестой уже не поддается лечению:

  1. ментальная;
  2. эфирная;
  3. нейроэндокринная;
  4. эндотоксическая;
  5. проявленная;
  6. терминальная.

Современная медицина из-за не совсем верного подхода, несовершенных методов диагностики начинает лечение на стадии проявления (5-я). Сказывается и медицинская неграмотность самого населения, ведь зная причины самих болезней можно просто не допускать их появления, ведя соответствующий образ жизни и питания.

Аюрведа лечение начинается на самых ранних стадиях, что дает большую гарантию исцеления.

Методы диагностики болезней по Аюрведе

Аюрведа предлагает очень простые способы диагностики, и при достаточном умении врача выявить болезнь и наметить пути лечения можно уже в ходе диагностики. Основным является «метод пяти зеркал »:

1. По состоянию пульса больного опытный врач может определить конституцию человека, дисбаланс доши аюрведа и заболевшие органы.

2. Налет на языке расскажет о внутренних заболеваниях.

4. Глаза тоже многое расскажут о состоянии здоровья пациента.

5. Затем тщательно изучается состояние кожных покровов (родинки, знаки на ладонях, стопах), состояние волос и ногтей, морщины, цвет и запах кожи и слизистых.

Лечение

В соответствии с поставленным диагнозом проводится лечение, направленное на освобождение организма от шлаков и восстановление баланса дош . Для этого используется , включающее специальную диету или голодовку, и специальные мероприятия по очистке организма: очищение крови, прием слабительных, искусственная рвота, прием лекарств через нос и масляная клизма с использованием особых аюрведических масел.

состояние вызвано нашим образом жизни, поэтому знания, накопленные в Аюрведических текстах снова становятся популярны.

Главная цель науки - поддержание здоровой жизни каждого человека. Предписания относительно образа жизни, питания, лечения и прочего основаны на филосовском восприятии законов мироздания и течения энергий. Как искусство, Аюрведа ведет человека к духовному росту и самосовершенствованию. А как наука, - помогает заглянуть в самые потаенные уголки человеческой личности: тела, ума, характера. В отличие от материалистических представлений современной науки, которые заканчиваются лишь на строении нашего грубого тела (физической оболочки), законы Аюрведы учитывают индивидуальные особенности каждого человека на физическом, ментальном и эмоциональных уровнях. Достижение гармонии на всех этих уровнях и определяет наше здоровье и счастье.

Думаю, Вы согласитесь, что каждый человек неповторим, со своей судьбой, со своими взаимоотношениями с окружающим миром. Поэтому и лечение должно быть сугубо индивидуальным. Это еще одно кардинальное отличие от традиционной медицины. Аюрведческий врач лечит не столько болезнь, сколько налаживает работу всего организма, устраняя первопричину заболевания. Для этого составляется целостная картина жизни пациента, его привычки, стиль жизни, питание и симптомы. Причина болезни не всегда кроется на физическом плане, поэтому процесс выздоровления начинается с изменения сознания, изменения установок и разрешения ментальных проблем. Для пациента подбирается особая диета, которая призвана уравновесить тонкий план вернуть в состояние пракрити, - природного соотношения трех дош человека.

Для лечения и предупреждения болезней аюрведический доктор использует 6 основных принципов :

  • Подбирает диету;
  • Дает рекомендации относительно образа жизни (режим, специальные упражнения);
  • Готовит лекарственные средства на основе трав, кореньев, и других продуктов. Знания об методах врачевания передаются исключительно от учителя к ученику;
  • Проводит Панча-карму - процедура очищения организма с помощью травяных и масляных массажей, паровых бань, пропитывания тела маслом, выведения токсинов, лечебных клизм и т.д.;
  • Назначает травяные лекарственные сборы - для лечения и предупреждения болезней;
  • Проводит процедуру Марма - точечное воздействие на организм, помогающее устранению заболеваний на грубом и тонком уровнях.

В Аюрведе принято считать, что болезнь - это очевидный процесс, с помощью которого тело подсказывает нам о дисгармонии с окружающим миром и неестественной для нас жизни. Грубое физическое вмешательство в работу нашего тела лишь на время способно отсрочить проявление болезни, либо перевести ее в другое русло.

Главный девиз аюрведы - не навредить!

Аюрведическое лечение не только предупреждает и лечит заболевания, но еще и ежедневно контролирует поведение и психологическое состояние конкретного человека. Аюрведа не ограничивается лечением отдельных частей тела, а, в основном, влияет на весь организм. Самое большое преимущество аюрведы в том, что она не имеет каких-либо побочных эффектов.

Аюрведа - это сырье из натуральных компонентов.

Листья лечебных трав применяются при изготовлении травяных ванн, а корни перетирают в целебный порошок для ароматерапии, из семян и плодов выжимаются масла, необходимые для массажа. Самые важные процедуры, которые предлагает аюрведа - это травяные ванны и массаж, а также диеты.

В этой медицинской системе подход к каждому пациенту индивидуальный и строится на основе его, пациента, конституции (пракрити) и психо-физиологических параметров, в частности, после тщательно проведенного обследования. Кроме привычных нам методов диагностики Аюрведа использует такой метод, как пульсовая диагностика весьма эффективный, хотя и сложный: чтобы овладеть им, врач-аюрведист должен учиться семь лет.

Лекарственные препараты или лечебные процедуры подбираются индивидуально, в аюрведической практике используются исключительно природные, естественные средства: гхи (топленое масло), лекарственные растения (более 3000!), специи, минералы, металлы, благодаря чему эти лекарства не имеют вредных побочных эффектов. Широко используются такие методы, как разнообразные виды массажа (с маслом, с растертыми в порошок лекарственными растениями), парильня. Не пренебрегает Аюрведа и такими средствами для духовного здоровья, как религиозные практики (пение мантр и религиозных гимнов, поклонение божествам), медитации.

В настоящее время аюрведа привлекает внимание как решение проблем токсикации, укрепления иммунитета, успешной профилактики, а также непомерной стоимости диагностики и лечения.

Процедуры аюрведы

Известны следующие терапевтические методы, которые применяются как по отдельности, так и в комплексе:

Дхара - Масла, молоко с лекарствами или настои особым образом льют на лоб (сиродхара используется при лечении хронических головных болей, бессонницы, умственном напряжении, истерии, галлюцинациях) или на все тело пациента (дханьямла дхара помогает при хемиплегии, параличе, ревматизме и др).

Снехапанам - применяется при остеоартритах, лейкемии и др. Определенное время, дней 8-12, пациент принимает гхи с лекарствами, во всевозрастающем количестве.

Сировасти - применяется при сухости в носу, рту и горле, сильных головных болях, параличах лица. Теплые масла с травами наливаются в открытый кожаный головной убор, плотно прилегающий к голове.

Пижичил - это уникальная аюрведическая процедура заключается в том, что подогретое масло особым образом, соблюдая некий ритм, льется на тело пациента от часа до полутора часов в день, на протяжении 1-3 недель. Лечение это проводится на особом столе, сделанном из цельного куска Strychnis Nuxvomica (дерева, которому приписываются особые целительные свойства). Эта процедура помогает при ревматических болезнях вроде артритов, параличей, гемиплегии, сексуальной и нервной слабости, нервных болезнях и др.

Нджаваракиж и в процессе этой процедуры пациента заставляют потеть, прикладывая к его телу муслиновые мешочки с целебными препаратами. Это помогает при разных типах ревматизма, болях в суставах, истощении, высоком кровяном давлении, высоком уровни холестерина и некоторых видах кожных заболеваний.

Удвартанам - эта процедура известна как "порошковый массаж" и весьма эффективна при ожирении, хемиплегии, параличе, кожных болезнях, проблемах с циркуляцией и др.

Абхьянгам - особый тип масляного массажа, при котором массажист совершает движения сообразно направлению циркуляторных каналов в организме пациента. Эта процедура помогает при ожирении, потускнении кожи, бессоннице, усталости и др.

Вообще, аюрведический массаж имеет несколько разновидностей: всего тела и отдельных частей, масляный или порошковый (с измельченными травами), ножной или ручной.

Насьям - в ходе этой процедуры фруктовые соки, целебные масла и др. вводятся в нос пациенту в течение 7-14 дней. Эта процедура весьма эффективна при лечении некоторых видов головных болей, параличе, умственных расстройствах и некоторых разновидностях кожных болезней. Эта процедуры входит в состав панчакармы.

Кижи - целебные травы, целые или измельченные, вымачивают в теплых целебных маслах и прикладывают к телу или к определенным его частям. Процедура продолжается около трех четвертей часа в течение 1-2 недель. Эта процедура помогает при остеоартритах, травмах и др.

Кативасти - специально приготовленные теплые целебные масла накладываются на поясницу. Помогает при всех видах боли в спине и проблемах с позвоночником.

Уровасти - то же самое, но масла накладываются на грудь. Эффективно при астме и других респираторных заболеваниях, сердечных болезнях и болях в грудной клетке.

Кширадхумам - пар подогретой смеси лечебных настоев и коровьего молока направляется через трубку на тело или части тела пациента. Весьма полезно при лицевых параличах, птозах и нервных болезнях.

Талам - особый порошок, смешанный с лечебным маслом, накладывается на макушку головы. Помогает при болезнях уха-горла-носа, бессоннице, мигренях и др.

Лепанам - травяная паста прикладывается к поврежденной части тела. Полезно при разных типах воспалений, кожных заболеваниях, артритах, подагре и др.

Талапотичил - измельченные лекарственные растения прикладывают к коже головы. Эта процедура показана при бессоннице, преждевременном поседении и других проблемах с волосами и кожей головы.

Сведакарма (Парильня) . В парильне из тела удаляются вредные вещества, улучшается состояние кожи. Эта процедура также рекомендуется людям, страдающим избыточным весом или некоторыми ревматическими болезнями.

Комплексные программы

Шодхана Чикилса (Очистительная терапия). Цель очистительной терапии - удаление из организма отходов, мешающих его нормальной жизнедеятельности. Одна из основных методик этой терапии - панчакарма (санскр. "пять очищающих процедур") - включает в себя широкий спектр процедур, уникальный по своему методу и применению. Этот мощный метод детоксикации, очищения и омоложения организма. Другие методы, применяемые в комплексе Шодхана Чикилса (длительностью в 15 дней) массаж, снехапанам, насьям, виречанам, шехавасти, дхара, пижичил, нджаваракижи, карнапуранам, тарапанам, сировасти, парильня, приме лекарств внутрь.

Расаяна Чикитса (Омолодительная терапия). Возвращает упругость коже и телу в целом, усиливает сопротивляемость организма. Включает в себя массаж головы и лица с целебными маслами и кремами, масляный массаж тела, руками и ногами, прием лекарственных средств внутрь, паровую баню, а также ванны с травами. Терапия продолжается от 7 до 14 дней.

Каякалпа Чикитса (Лечение, целью которого является усиление иммунитета и долгожительство). Используется для замедления процессов старения. Продолжительность 28 дней. Включает в себя расаяну (специальные аюрведические лекарства и диета), панчакарму и сведакарму, а также еще несколько видов терапии (массаж, снехапанам, виречанам, насьям, снехавасти, дхара, пижичил, нджаваракижи и др.) Наиболее эффективно для лиц до 60 лет.

Аюрведическое лечение нацелено на восстановление равновесия вата-питта-капха. Согласно учению аюрведа, лечение также предполагает предварительный вывод из организма накопившихся токсинов. Существует несколько методов лечения заболеваний.

Эмоциональная разрядка

Раздражение, страх, беспокойство, нервозность, зависть, жадность - это обычные человеческие чувства. Большинство людей привыкли с детства скрывать эти эмоции и подавлять их естественное выражение.
Страх связан с ватой, раздражение - с питтой, жадность и зависть - с капхой. Подавляя страх, мы нарушаем работу почек: подавляя гнев, нарушаем работу печени; подавляя жадность, вызываем сбои в работе сердца и селезенки.
Аюрведа учит не подавлению этих эмоций, что приводит к дисбалансу в организме, а разряжению от них. Аюрведический способ борьбы с отрицательными эмоциями заключается в наблюдениями за ними. Например, при появлении признаков раздражения нужно полностью отдавать себе в этом отчет и следить за развитием данного чувства от начала до конца. Благодая такому наблюдению, можно познать природу раздражения, тем самым давая ему возможность улетучиться.

Панчакарма

При различных недомоганиях (избыточность слизи в грудной клетке, желчь в кишечнике, капха в желудке или газы в толстой кишке) используют физический вывод шлаков.
Панчакарма - очищение тела, ума и эмоций с помощью пяти («панча» - пять) процедур («карма» - действие). В пять процедур входят рвота, послабление, клизма, носовая терапия, кровопускание.

Лечебная рвота (вамана). Рекомендуется при гиперемии легких, вызывающей приступы бронхита, кашля, простуды, а также при застарелой астме, кожных заболеваниях, диабете, лимфатической непроходимости, хронической диспепсии, водянке, эпилепсии (между приступами), застарелых заболеваниях пазух и рецидивах тонзиллита.
Лечебная рвота помогает вывести излишнюю капху. Сначала принимают 3-4 стакана лакричного или настоенного на корне аира чая, после чего трением языка вызывается рвота, которая высвобождает эмоции. Либо утром перед тем, как чистить зубы, принимают 2 стакана подсоленной воды, которая обостряет состояние капхи. Затем, чтобы вызвать рвоту, трут язык.

Послабление (виречана). Рекомендуется при обильном выделении желчи и ее скоплении в желчном пузыре, печени или кишечнике, кожных болезнях, геморрое, подагре, желтухе, гельминтах.
Послабление помогает вывести излишнюю питту. Лечение заключается в приеме слабительного, например, чая из листа сенны (для типа питта и капха), стакана горячего молока с 2 чайными ложками топленого масла (для типа вата и питта). Слабительное принимают перед сном. Важно при этом соблюдать диету: не следует есть пищу, которая отягощает преобладающий телесный сок или приводит к дисбалансу трех соков. Слабительное нельзя давать людям со слабым агни, страдающим острым жаром, поносом, тяжелыми запорами или кровотечением прямой кишки, а также при наличии инородного тела в желудке, после принятия клизмы, при истощении и ослаблении организма.

Клизма (басти). Устраняет недуги ваты: запоры, вздутия, застарелый жар, простуду, половые расстройства, почечные камни, боли в сердце, рвоту, поясничную, шейную боль и повышенную кислотность, ишиас, артрит, ревматизм, подагру.
Аюрведическое промывание состоит из ввода в прямую кишку снадобий вроде кунжунтного семени, масла из аира, либо травяных отваров.
Медикаментозные клизмы нельзя принимать при поносе или кровотечении прямой кишки. Масляное промывание противопоказано при хронической диспепсии, кашле, одышке, поносе, диабете, малокровии, а также детям моложе 7 лет и старикам.
Травяные клизмы нельзя применять при остром жаре, поносе, простуде, параличе, боли в сердце, болях в животе и истощении.
Содержимое масляных и травяных клизм следует удерживать минимум 30 минут, лучше удерживать дольше.

Носовая терапия (насья). Помогает устранять расстройства праны (жизненной силы), влияющие на высшую нервную деятельность и на сенсорные и двигательные функции организма. Показана при сухости носа, гиперемии гайморовых пазух, охриплости, мигренях, судорогах и некоторых заболеваниях глаз и ушей.
Различают очищающую насью (сухой порошок травы готу-кола), питательную насью (топленое масло гхи, растительные масла, соль), успокоительную насью (сок алоэ, теплое молоко, сок корня спаржи)
Необходимо лечь на стол, запрокинув голову. Ввести 5 капель масла или отвара в каждую ноздрю. Оставаться в таком положении минуту или больше. Дыхание можно сочетать с массажем носа, для чего мизинец окунают в емкость с соответствующим маслом и вводят в каждую ноздрю как можно глубже, вращая палец сначала по часовой, а затем против часовой стрелки.
Носовую терапию не рекомендуют после купания, еды, занятия сексом или питья спиртных напитков.

Кровопускание (рактамокша). Рекомендуется при рецидивах кожных заболеваний - крапивной лихорадки, сыпи, экземы, прыщей, чесотки, лейкодермы, застарелого зуда и крапивницы; а также при увеличении печени и селезенки и при подагре.
Питта обнаруживает себя в шлаках крови, так что при многих расстройствах питты (сыпь, прыщи) токсины обращаются в кровеносной системе. Поэтому для большинства недугов питты небольшое пускание крови из вен позволяет снизить давление, вызываемое присутствием токсинов в крови. Кровопускание к тому же стимулирует антитоксические вещества в кровотоке, которые способствуют укреплению иммунного механизма в системе крови. При этом нейтрализуются яды, что позволяет вылечить многие болезни крови и костей.
Кровопускание противопоказано при анемии, истощении и слабости организма. Эта процедура не рекомендуется детям и старикам.
Чай из корня лопуха - хороший очиститель крови. При связанных с кровотоком недугах вроде аллергии больному на ночь нужно выпить молочное слабительное, чтобы на следующий вечер приступить к лечению чаем из корня лопуха. Чай заваривается из расчета одна ложка порошка на одну чашку и принимается каждый вечер.
Также очищают кровь шафран, порошок сандалового дерева, куркума, порошок корня аира. Благоприятно действуют гранатовый и апельсиновый соки, их можно употреблять после процедуры кровопускания.

Успокоение

Успокоение включает нейтрализацию токсинов посредством разжигания агни и стимуляции пищеварения голоданием. Токсины можно обезвредить также приемом жгучих острых трав (черный перец, имбирь). Другие средства нейтрализации - длительное воздержание от пищи и воды, физические упражнения, солнечные и воздушные ванны.