Меню
Бесплатно
Главная  /  Профилактика  /  Дети с отклонениями в развитии и их особые образовательные потребности. Почему рождаются дети с отклонениями

Дети с отклонениями в развитии и их особые образовательные потребности. Почему рождаются дети с отклонениями

Задумывались ли Вы когда-нибудь, откуда берутся дети с отклонениями в развитии: глухие, незрячие, дети с задержкой психического развития, дети с ДЦП, дети-аутисты?..

Думаю, что если Вы – счастливые родители здорового ребенка, то такие мысли Вас не посещают. Каждый из нас уверен, что такое может произойти с кем угодно, но только не со мной, где угодно, но только не в моей семье.

А может быть Вы считаете, что дети с отклонениями рождаются лишь у наркоманов и алкоголиков? Если да, то Вы глубоко заблуждаетесь.

  • Трагизм ситуации в том, что дети с отклонениями в развитии в большинстве своем рождаются у обыкновенных, нормальных, здоровых родителей.
  • Трагизм ситуации в том, что причин рождения детей с отклонениями в развитии очень много, причем как социальных, так и сугубо физиологических. И если над генетическими сбоями мы не властны (Такими например, как синдром Дауна. Хотя сейчас доказана взаимосвязь между возрастом родителей и проявлением этой аномалии в развитии ребенка.), то с остальными рисками хотя бы можно и нужно бороться.
  • Трагизм ситуации в том, что детей с отклонениями в развитии с каждым годом рождается все больше.

Организм ребенка формируется в основном в первые 3-4 месяца внутриутробного развития, именно в это время активно формируется нервная система. От 3 до 9 недель – формируется сердце; от 5 до 9 недель – руки и ноги; от 8 до 12 недель – лицо, глаза, уши, нос; от 5 до 16 недель – почки. Любые «вредности» в начальный период развития плода могут вызвать появление врожденных аномалий развития. Причем установлено, что чем раньше повреждается плод, тем более тяжелыми и необратимыми оказываются последствия.

Физиологические причины отклонений в развитии ребенка

Всем известно, что во время беременности категорически нельзя употреблять алкоголь (и уж тем более наркотические вещества) и курить, что нельзя продолжать работать на вредных производствах, что нужно быть очень осторожными с лекарствами, так как они способны накапливаться в организме плода, вызывая умственную отсталость.

Повышенное артериальное давление во время беременности, сердечно-сосудистая недостаточность, болезни почек, сахарный диабет могут также стать причиной умственной отсталости у ребенка. Очень опасны инфекционные заболевания, перенесенные будущей мамой, некоторые из них (например, краснуха) даже могут стать показанием для аборта во избежание рождения умственно и физически неполноценных детей.

Еще одна частая причина отклонений в развитии – патологии родовой деятельности, например, быстрые, стремительные роды или, наоборот, длительные роды со стимуляцией. Результатом стремительных родов может быть кровоизлияние из-за быстрой смены внутриматочного давления атмосферным; обвитие ребенка пуповиной приводит к рождению в асфиксии (удушье, остановка дыхания); при длительных родах, вызванных неправильным положением плода, возможно повреждение плечевого нервного сплетения и как следствие - паралич руки.

Социальные причины отклонений в развитии ребенка

Не менее опасны и неблагоприятные социальные влияния во время беременности. Любые негативныесоциальные ситуации, в которых оказывается будущая мама, или мысли и действия, направленные против самого ребенка (желание прервать беременность, сомнения или тревога, связанные с будущим материнством) закладывают базовые матрицы эмоционального опыта, которые могут стать вместо полноценной основы для нормального психического развития ребенка – патогенной базой.

Наиболее вредными являются длительные отрицательные переживания матери. В это время вырабатываются и выбрасываются в околоплодную жидкость гормоны беспокойства, они способствуют сужению сосудов плода, что затрудняет доступ кислорода к клеткам головного мозга, плод развивается в условиях гипоксии, может начаться отслойка плаценты и преждевременные роды.

Не менее опасными являются и сильные кратковременные стрессы – потрясения, испуги, переживания. На 5-м месяце плод ощущает учащение ритма сердца у взволнованной матери. Он напрягается, когда мать беспокойна, расслабляется, когда мама спокойна. В 6-7 месяцев плод реагирует на любое резкое изменение положения тела матери. Как следствие, появляется риск появления на свет ребенка с врожденной детской нервностью.

Невропатия диагностируется уже на первом году жизни. Она проявляется в частых срыгиваниях, колебаниях температуры, беспокойном сне, «закатываниях» при плаче. Если ребенку вовремя оказать помощь (общеукрепляющий массаж, закаливание, тесное общение с родителями и т.п.), то с возрастом признаки невропатии могут уменьшаться; а при неблагоприятных обстоятельствах, если ребенок по какой-то причине остается без родителей и их заботы, то невропатия становится почвой для развития хронических расстройств и соматических заболеваний.

А в заключение - небольшая сказка об "особенных" детях. Попробуйте прочитать и обсудить её со своим ребенком. Доброте, терпимости, пониманию тоже нужно учиться.

Что случилось с крокодилом? (М. Москвина)

Ну и жара сегодня! - зевнул крокодил. - Даже из воды вылезать неохота. А надо!
И он поплыл к берегу. Там в песке несколько дней назад он зарыл яйцо и все бегал смотреть, когда из него вылупится сынок-крокодильчик. Но шло время, у других крокодилов малыши уже в речке плавали, а у него... Вот и сейчас крокодил откопал целенькое яйцо, огорченно повертел его в лапах, поднес к уху. Вдруг слышит: тук-тук!
- Кто-то есть! - обрадовался крокодил. - Да-да! Входи! Ой, то есть, выходи!
- Помочь, что ли? - подползла бабка-крокодилица.
- Тук-тук! - будто кто-то изнутри стучал молоточком.
Треснула скорлупа, из дырки показалась голова. Крокодил замер.

Тук! - и на траву из расколотого яйца выпал мокрый желторотый птенец.
- Пф-ф! - зашипела бабка-крокодилица. - Это еще что за новости?
Крокодил пожал плечами. А птенец с любопытством поглядел вокруг и поскакал, сначала тихонько, а потом все веселей и уверенней - к крокодилу.

Слушай, - опомнилась зеленая зубастая старуха. Я прожила долгую жизнь, многое повидала, но такого - никогда. Хочешь знать мое мнение? Сделай вид, будто у тебя никто не родился.
- А он? - растерянно спросил крокодил.
- Его нужно съесть. Ам! И нету. А то засмеют тебя крокодилы.
«Пожалуй, действительно, съем, и все, а то неприятностей не оберешься!» - подумал крокодил. Но даже рот разинуть не смог, до того доверчив был желторотый.
- Глотай как таблетку, потом запьешь! - шипела крокодилица.
Но когда птенец потерся о шершавую щеку крокодила и пропищал «Пааа-па!» , тот вдруг понял: не сможет он его съесть. Не сможет - и все.
Ведь это был ЕГО птенец.

Ах так?! - и крокодилица разболтала о птенце всем крокодилам в реке.
И хотя была страшная жара, крокодилы вылезли все из воды, окружили крокодила, пасти свои поразинули и давай хохотать! Птенец испугался и спрятался за крокодила. Тогда крокодил сказал:
- Послушайте, ну появились вы на свет по всем правилам, как положено. А если кто-то получился не похожим на вас? Так давай смейся над ним, дразни, а еще лучше - проглоти! Так получается?
Все замолчали.
- И предупреждаю: этот крокодильчик... гм... или кто он там... будет жить со мной. Если кто его тронет - пеняйте на себя.

Так они и зажили вместе. Крокодил построил птенцу домик, таскал ему туда червяков и мошек. Если птенец куда-нибудь исчезал, крокодил волновался, искал его повсюду, спрашивал у сородичей:
- Птенца моего не видели? Птенец не пробегал?
А они чуть не лопались от желания расхохотаться, но, помня угрозу крокодила, сдерживались. Зато за глаза бабки-крокодилицы судачили:
- Подумайте, пигалица покрылась пухом!..
- А на крыльях у этого заморыша, видите ли, перья выросли...
- Слышали новость? Пигалица перемахнула через куст! Ах, какое событие! Крокодил от счастья всю ночь не спал! Чокнутый! Вы на него поглядите!!!

Крокодил стоял, задрав голову, и смотрел, как над лесом летел его птенец.
- Куда ты? Не смей летать! Упадешь! Вернись! - кричал что есть мочи взволнованный крокодил.
И услышал в ответ:
- Не упаду! Я птица! Настоящая птица! Я уже не птенец!
- Будь осторожен! То есть... осторожна, - еще раз крикнул крокодил.

Научить тебя летать, папа? - прозвенело в воздухе.
- Да! Да! - обрадовался крокодил, а сам подумал: «Тогда я смогу охранять тебя везде, даже в небе. Но как же я полечу? У меня нет крыльев...»
- Очумел! - сокрушалась крокодилица. - Был нормальный крокодил. И вдруг - трах-тарарах! - летать вздумал.
- Да ничего у него не получится, - завистливо галдели молодые крокодильчики.

Птица спустилась на голову крокодилу и прошептала ему что-то в ухо.
Крокодилы тоже навострили уши, но она говорила очень тихо.
- Эй! Там погромче нельзя? - не выдержал кто-то.
- Нет, - ответила птица. - Это наша семейная тайна. Ну, попробуй! - улыбнулась она своему крокодилу.
- Попробуй! Попробуй! - захохотали из реки разинутые пасти.

Они, конечно, не верили, что крокодил сможет полететь. А он разбежался, оттолкнулся хвостом от земли и - поплыл по воздуху, как аэростат. Сначала он удивился, потом обрадовался, а когда взмыл слишком высоко - испугался. Но в ту же минуту услышал голос:
- Все хорошо, папа! Двигай, двигай лапами, как будто в воде плывешь...

Больше в тех краях никто не видел маленькую серую птицу и летающего крокодила. А история о них давно превратилась в сказку, которую рассказывают своим малышам звери в джунглях.

Литература

1. Кулагина И.Ю.Возрастная психология.- М., 2000

2. Крайг Г.Психология развития.- М., 2000

3. Немов Р.С. Психология человека.- М., 1998.- Т.2.

4. Обухова Л.Ф.Возрастная психология.- М., 1996

5. Трошин О.В. Кризологическаая педагогика и психология.- Н.Новгород, 1998.

6. Трошин О.В. Возрастная психология.- Н.Новгород, 2000.

7. Трошин О.В. Синтогенетическая психология развития.- Н.Новгород, 2000.

Лекция 5. Общая характеристика детей с ограниченными возможностями

1. Понятие "дети с отклонениями в развитии"

Данное понятие имеет свою предысторию. В начале 20 века. В.П. Кащенко предложил термин "исключительные дети", подчеркивая их психологическое своеобразие и значительный психологический потенциал, который может реализоваться при правильной коррекционной работе. После 1918 г. стал использоваться термин "дефективные дети", когда ведущее значение придавалось самому дефекту, и вся работа была направлена на его компенсацию. Дефект (от латинского "недостаток") отражает недостаточность определенных функциональных систем.

В 50-х годах в исследованиях по специальной психологии стало чаще применяться понятие "аномальные дети", в котором акцент делался не на самом дефекте, а на вызываемом им аномальном развитии. Оно является основной причиной социально-психологической дезадаптации ребенка. При этом необходимо учитывать, что аномалия нарушает развитие ребенка только при определенных условиях. Их появление сопровождается актуализацией дефекта с возникновением аномального развития в виде определенных психологических нарушений. Именно они и требуют специального обучения, воспитания и психокоррекции.

Последние 20 лет (в 80-е годы) стали отдавать предпочтение понятию "дети с отклонениями в развитии", т.к. специальное обучение распространилось и на умеренные нарушения в развитии, хорошо поддающиеся коррекции. Дети с отклонениями в развитии – учащиеся, у которых физические и психические отклонения приводят к нарушению общего развития и социально-психологической дезадаптации. При этом выделяют следующие категории детей с отклонениями в развитии:

1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, поздно оглохшие);

2) с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) с тяжелыми нарушениями речи (логопаты);

4) с нарушениями интеллектуального развития (умственно отсталые дети, дети с ЗПР); понятие интеллектуальной недостаточности;

5) с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

6) с девиантным поведением;

7) с комплексными нарушениями психофизического развития (слепо-глухонемота, слепые умственно отсталые, глухие умственно-отсталые и др.).


8)дети-сироты;

9)дети-инвалиды;

10)дети группы риска (по школьной дезадаптации);

11)с эмоционально-волевыми нарушениями (акцентуации, психопатии, аутизм).

В настоящее время важное значение приобретают комбинированные отклонения в развитии. В связи с этим в специальной психологии внедряется МКБ-10 имеющая, синдромологическую структуру диагностики.

Сегодня широко используются понятия: «дети с ограниченными возможностями», «дети с особыми нуждами» в соответствие с международным подходом в специальной психологии и дальнейшей гуманизацией данной области знаний.

Различные отклонения в развитии отражаются на особенностях формирования социальных связей детей, их познавательных способностях и ограничениях в трудовой деятельности. Поэтому они различаются следующим образом:

1. Пo степени восстановления . В зависимости от характера нарушений одни аномалии могут полностью преодолеваться в процессе развития ребенка, другие лишь частично коррегироваться, а некоторые только временно компенсироваться.

2. Пo образовательному уровню детей . Одни дети могут овладеть только навыками самообслуживания, другие - элементарными общеобразовательными знаниями, третьи - полным курсом средней школы.

3. По профессиональной пригодности . Одни дети компенсируются в пределах социально-бытовой ориентации, другие – в условиях малоквалифицированного труда, третьи - способны к достаточно высококвалифицированной работе.

1. Отклонения в развитии ребенка характеризуются не только отрицательными признаками. Т.е. это не столько отклоняющееся, сколько своеобразное развитие. Поэтому в современных условиях очень справедливо понятие В.П. Кащенко - "исключительные дети". Отмечено, что их психическое развитие подчиняется общим законам формирования психики нормальных детей (В.И. Лубовский).

2. Такие нарушения, например, как слепота и глухота и др. обусловлены преимущественнно биологическими изменениями. И чем более выражены структурные нарушения, тем менее эффективно педагогическое и психологическое воздействие на психическое развитие аномального ребенка.

3. «Воспитателю приходится иметь дело не столько с этими биологическими факторами, сколько с их социальными последствиями» (Л.С. Выготский). Т.е. коррекционный процесс во многом направлен на вторичные нарушения с использованием психолого-педагогического подхода, а первичные нарушения реабилитируются преимущественно медицинскими средствами.

4. В настоящее время рассматривается теория сложной структуры отклонений в развитии. Она подразумевает наличие первичного дефекта, вызванного биологическими факторами, и вторичных нарушений, возникающих в ходе аномального развития. При этом различают несколько типов их взаимодействия.

А - прямое влияние. Например, глухота как первичная аномалия вызывает немоту - вторичные нарушения; у слепых детей вторичными является недостаточность пространственной ориентировки, амимичность лица, своеобразие характера; при первичной интеллектуальной недостаточности формируется вторичное недоразвитие свойств личности, характеризующихся завышенной самооценкой, негативизмом, невротическим поведением.

Б - обратное влияние. В определенных условиях вторичные нарушения могут оказывать негативное обратные действие на первичную аномалию. Так, ребенок с частичной потерей слуха не будет использовать его сохранные функции, если не развивается устная речь.

В - коррекционные отношения. Чем в большей степени различаются между собой первопричина (первичные нарушения биологического происхождения) и вторичный симптом (нарушение в развитии психических процессов), тем эффективнее специальная коррекция и компенсация последнего. "Чем дальше отстоит симптом от первопричины, тем более он поддается воспитательному и лечебному воздействию" (Л.С. Выготский). Развитие высших психологических функций оказывается менее устойчивым, чем низших, элементарных психических процессов. Так, восстановить слух практически невозможно, но можно компенсировать речевые расстройства.

5. При исследовании вторичных отклонений отмечаются не только негативные, но и позитивные компоненты аномалии. На ее потенциальные компенсаторные возможности осуществляется опора при проведении коррекционной работы. Источником приспособления аномальных детей к окружающей среде являются сохранные психологические функции. Например, глухой ребенок использует зрительный и двигательный анализатор; слепой ребенок активно применяет слуховой анализатор, осязание; у умственно отсталых детей активируется практическое мышление.

6. На отклонение в развитии влияет степень и качество структуры первичного дефекта. Так, небольшая потеря слуха, приводит к незначительным нарушениям в развитии речи, а глубокое поражение слуха без специальной помощи сопровождается развитием немоты.

7. Своеобразие развития определяется также сроком возникновения первичных нарушений. Так, у слепорожденного отсутствуют зрительные образы; при потери зрения в младшем школьном возрасте ребенок сохраняет в памяти определенные зрительные представления об окружающем мире; у старшего школьника зрительные представления характеризуются достаточной полнотой и устойчивостью.

8. На своеобразие отклонений в развитии влияют также условия окружающей среды, особенно педагогические и микросоциальные условия. Поэтому особую важность имеет ранее выявление нарушений и своевременная их коррекция, т.е. создание необходимых условий для профилактики вторичных нарушений.

9. Процесс обучения и психокоррекции основывается не только на сформировавшиеся функции, но и на потенциальные: "Необходимо перевести зону ближайшего развития в зону актуального развития".

ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

(англ. children with abnormal behavior , problem children ). Отклонения в психическом развитии ребенка м. б. вызваны сенсорными нарушениями (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение), поражениями ц. н. с. ( , , двигательные нарушения, тяжелые нарушения речи). Отклонения в развитии могут также выступать в различных сочетаниях.

Отклонения в психическом развитии возникают с момента рождения ребенка, если поражение внутриутробное, или с момента возникновения дефекта, если поражение постнатальное. Первичное нарушение - снижение слуха, зрения, интеллекта и др. - влечет за собой вторичные отклонения в развитии и отклонения третьего порядка (Л . С . Выготский ). При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные проявления. Вторичные отклонения носят, как правило, системный характер, меняют всю структуру психического развития ребенка.

При любом характере первичного нарушения наблюдаются отставание в сроках формирования психических функций (процессов) и замедленный темп их развития, а также качественные отклонения в развитии. Не формируется своевременно ни один вид детской деятельности - предметно-манипулятивная, игровая, продуктивная (см. ). Напр., предметно-манипулятивная деятельность у глухих и слабослышащих детей становится ведущей к 5 г., у умственно отсталых - к концу дошкольного возраста . Существенные отклонения наблюдаются в развитии всех познавательных процессов - восприятия, наглядного и словесно-логического мышления. Нарушается развитие процесса общения ; дети плохо овладевают средствами усвоения общественного опыта - пониманием речи, содержательным подражанием , действиями по образцу и по словесной инструкции.

Дефекты речевого развития наблюдаются у всех аномальных детей. Речь может отсутствовать совсем (при глухоте, тяжелой тугоухости, алалии , умственной отсталости, детском церебральном параличе ), может развиваться с опозданием, иметь существенные дефекты - аграмматизмы , нарушения произношения, бедность лексики и семантики. В ряде случаев формально развитая речь м. б. бессодержательной, «пустой».

Следует иметь в виду, что отклонения в психическом развитии м. б. вызваны и весьма незначительными, не бросающимися в глаза нарушениями. Так, снижение слуха на шепот при сохранности восприятия голоса нормальной разговорной громкости может привести к речевому недоразвитию. В результате перенесенных ребенком вредных воздействий (родовой травмы, тяжелой инфекции и др.) может возникнуть задержка психического развития, препятствующая нормальному обучению ребенка в школе, и т. п.

Вместе с тем развитие аномального ребенка имеет те же тенденции, подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормального ребенка. Это является основанием для оптимистического подхода к возможностям воспитания и обучения Д. с о. в п. р. Но для того чтобы имеющиеся у них тенденции развития были реализованы, а само развитие максимально (в соответствии с характером первичного нарушения) приближено к нормальному, требуется специальное педагогическое воздействие, имеющее коррекционную направленность и учитывающее специфику данного дефекта.

Педагогическое воздействие направлено в первую очередь на преодоление и предупреждение вторичных дефектов. Последние, в отличие от первичных нарушений, имеющих органический характер и требующих мед. коррекции, поддаются педагогической коррекции. С помощью педагогических средств м. б. также достигнута значительная - восстановление или замещение нарушенной функции. В то же время, как показала отечественная коррекционная психология, спонтанная компенсация дефекта не имеет места: нарушение слухового восприятия не компенсируется за счет более интенсивного развития зрительной функции, а, напротив, влечет за собой недоразвитие зрительного восприятия; нарушение зрительной функции не ведет к усиленному по сравнению с нормальным развитию тактильно-двигательного восприятия и т. п.

Успешность предупреждения, коррекции и компенсации отклонения в психическом развитии непосредственно зависит от сроков начала, содержания и методов коррекционной работы. Отсюда чрезвычайно важное значение имеют раннее обнаружение отклонений в развитии и правильная диагностика первичного дефекта. См. . (В. И. Лубовский)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ" в других словарях:

    Дети с отклонениями в психическом развитии - Дети с сенсорными нарушениями (зрения, слуха), поражениями ЦНС (умственная отсталость, задержка психического развития, двигательные нарушения, нарушения речи) или с сочетаниями различных нарушений. Последние могут возникать с момента рождения… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

    Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети, оставшиеся без попечения родителей; дети инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети жертвы вооруженных и… … Официальная терминология

    ДЕТИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ. - В соответствии с Федеральным законом “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, относятся: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети инвалиды, имеющие недостатки в … Терминологический ювенологический словарь

    аномальные дети Энциклопедический словарь

    АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ - дети, имеющие значительные отклонения в физическом и психическом развитии: нарушения интеллекта (олигофрения, задержка психического развития), речи, опорно двигательного аппарата, анализаторов зрительного (слепые, ослепшие, слабовидящие),… … Большой Энциклопедический словарь

    1. Сохранение в психике и поведении взрослого человека свойств, черт, качеств и особенностей, присущих детскому возрасту. 2. Форма задержки при прохождении стадий развития онтогенетического, при коей оказываются недоразвитыми и функции физические …

    Категория. Нарушение общего психического и интеллектуального развития. Специфика. Обусловлено недостаточностью, как правило, врожденной, центральной нервной системы и имеет стойкий, необратимый характер. Виды: легкая умственная отсталость (IQ … Большая психологическая энциклопедия

    - (англ. mental dysontogeny, dysontogenesis) нарушение развития психики в целом или ее отдельных составляющих, нарушение темпов и сроков развития отдельных сфер психики и их компонентов. Термин «дизонтогения» впервые введен Й. Швальбе (1927) для… … Большая психологическая энциклопедия

    - (англ. child neuropsychology) наука о формировании функциональной мозговой организации в онтогенезе. Возникла на пересечении нейропсихологии, детской психоневрологии, детской психологии и возрастной психофизиологии. Являясь разделом… … Большая психологическая энциклопедия

    Отрасль психологии, изучающая людей, для коих характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования системы нервной. Изучает различные варианты патологии… … Большая психологическая энциклопедия

Приходил ли вам в голову когда-то вопрос «откуда берутся такие детки? Аутисты, дети с ДЦП , незрячие, немые, глухие?». Почему-то все думают, что их такое не может коснуться, что в их семье будут только здоровые детки. А многие вообще уверены, что дети с отклонениями рождаются только у алкоголиков или наркоманов. Но это далеко не так.
Ведь это как раз и самое страшное - статистика беспощадна. Дети с отклонениями чаще всего рождаются в здоровых, нормальных семьях. Основное развитие малыша в утробе матери происходит в первые 3-4 месяца беременности. На сроке 3 - 9 недель - происходит формирование сердца, 5 - 9 недель - формируются ручки и ножки крохи, на 8 - 12 неделях - глаза, уши, нос, лицо. До 16 недели происходит формирование почек.
Поэтому, любые вредные привычки в этот период могут вылиться в развитие врожденных отклонений у вашего ребенка. Более того, врачи установили, что если плод был поврежден на очень раннем сроке, то и последствия более тяжелые.
Причины возможного развития отклонений:
- употребление алкоголя во время беременности;
- наркотики и курение;
- работа на вредных производствах;
- употребление лекарств;
- сердечнососудистая недостаточность;
- повышенное давление;
- сахарный диабет ;
- болезни почек;
- инфекционные заболевания, перенесенные в первом триместре беременности;
Также развиться отклонении могут уже во время родов . Например, если роды слишком стремительные, или наоборот - длительные, с использованием стимуляции.
В случае стремительных родов возможны кровоизлияние, поскольку внутриматочное давление быстро сменяется атмосферным и обвитие пуповиной, и как результат удушение. При длительных родах у малыша могут быть повреждение нервных сплетений.
Социальные причины развития отклонений также встречаются достаточно часто. Любые негативные ситуации, в которые попадает беременная женщина, могут оказать влияние на развитие ребенка. Действия беременной, ее мысли (например, когда женщина задумывается об аборте), постоянное состояние тревоги - следствием все этого могут стать отклонения у ребенка. В моменты, когда будущую маму гложут негативные мысли, в околоплодные воды выделяется гормон беспокойства. Результат - сужение сосудов, утрудненный доступ кислорода к ребенку.
Не менее опасными могут быть и резкие изменения эмоционального состояния беременной . Уже на пятом месяце малыш в утробе чувствует изменение настроения мамы, и может родиться с врожденной нервозностью.
Воспитывать малыша с отклонениями - очень сложный, но важный процесс. И главное лекарство для таких детей - любовь и принятие. Хотя, конечно же, медикаментозное лечение откладывать нельзя ни в коем случае. Чем раньше начнется лечение, тем больше шансов на выздоровление малыша.
Помните, человек способен перенести любые трудности! Главное поверить в свои силы!

Введение.......................................................................................................... 3

1. Виды нарушений развития......................................................................... 4

2. Причины отклонений в развитии............................................................... 8

3. Основные закономерности возрастного развития................................... 17

Заключение.................................................................................................... 33

Список используемой литературы............................................................... 34

Введение

Данная работа направлена на теоретическое изучение глобальной проблемы психологии детей с проблемами в развитии появление различных психических отклонений, выявить причины возникновения каких-либо психических заболеваний и отклонений.

Для того чтобы более полно раскрыть данную тему важно поставить некоторые задачи:

1. Разобрать проблему причин возникновения психических отклонений в развитии у детей.

2. Разобрать виды психических отклонений у детей

3. Обобщить все выводы в заключении

Данная тема актуальна и очень важна в любое время, так как эта проблема в России будет существовать всегда.

1. Виды нарушений развития

Психомоторное развитие представляет собой сложный диалектический процесс, который характеризуется определенной последовательностью и неравномерностью созревания отдельных функций, качественным их преобразованием на новом возрастном этапе. При этом каждая последующая стадия развития неразрывно связана с предыдущей.

В основе психомоторного развития лежит генетическая программа, которая реализуется под влиянием различных факторов окружающей среды. Поэтому если ребенок отстает в развитии, прежде всего, необходимо учитывать роль наследственных факторов в этом отставании.

Различные неблагоприятные воздействия во внутриутробном периоде развития, во время родов (родовая травма, асфиксия), а также после рождения могут приводить к нарушениям психомоторного развития ребенка.

Для успешной лечебно-коррекционной и педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, важное значение имеет знание причин и характера нарушений развития.

Хорошо известно, что дети, страдающие одним и тем же заболеванием, по-разному отстают в развитии. Это связано с генотипическими особенностями их центральной нервной системы, с различными влияниями окружающей среды, а также с тем, насколько своевременно поставлен правильный диагноз и начата лечебно-коррекционная и педагогическая работа.

Под причиной отклонения в развитии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего неблагоприятного фактора, который определяет специфику поражения или нарушения развития психомоторных функций.

Известно, что почти любое более или менее длительное неблагоприятное воздействие на развивающийся мозг ребенка может привести к отклонениям в психомоторном развитии. Их проявления будут различны в зависимости от времени неблагоприятного воздействия, т.е. от того, на каком этапе развития мозга оно имело место, его длительности, от наследственной структуры организма и прежде всего центральной нервной системы, а также от тех социальных условий, в которых воспитывается ребенок. Все эти факторы в комплексе определяют ведущий дефект, который проявляется в виде недостаточности интеллекта, речи, зрения, слуха, моторики, нарушений эмоционально-волевой сферы, поведения. В ряде случаев может быть несколько нарушений, тогда говорят об осложненном или сложном дефекте.

Сложный дефект характеризуется сочетанием двух или более нарушений, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности обучения и воспитания ребенка. Например, сложный дефект имеет место у ребенка с одновременным поражением зрения и слуха, или слуха и моторики и т.п.

При осложненном дефекте возможно выделение ведущего, или главного, нарушения и осложняющих его расстройств. Например, у ребенка с нарушениями умственного развития могут наблюдаться нерезко выраженные дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, эмоциональные и поведенческие расстройства.

Как ведущий, так и осложняющий дефект могут иметь характер как повреждения, так и недоразвития.

Нередко наблюдается их сочетание.

Особенностью детского мозга является то, что даже его небольшое поражение не остается частичным, локальным, как это имеет место у взрослых больных, а отрицательно сказывается на всем процессе созревания центральной нервной системы. Поэтому ребенок с нарушением речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата при отсутствии ранних коррекционных мероприятий будет отставать в психическом развитии.

Описанные выше нарушения развития являются первичными. Однако наряду с первичными часто имеют место так называемые вторичные нарушения, структура которых зависит от характера ведущего дефекта. Так, отставание психического развития у детей с общим системным недоразвитием речи, прежде всего, будет проявляться в слабости словесной (вербальной) памяти и мышления, а у детей с церебральным параличом – в недостаточности пространственных представлений и конструктивной деятельности.

У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируются активный словарь и связная речь. При дефектах зрения ребенок испытывает затруднения при соотнесении слова с обозначаемым предметом, он может повторять многие слова, недостаточно понимая их значение, что задерживает развитие смысловой стороны речи и мышления.

Вторичные нарушения в развитии затрагивают, прежде всего, те психические функции, которые наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. К ним относятся речь, тонкая дифференцированная моторика, пространственные представления, произвольная регуляция деятельности.

Большую роль в возникновении вторичных отклонений в развитии играет недостаточность или отсутствие ранних лечебно-коррекционных и педагогических мероприятий и особенно психическая депривация. Например, обездвиженный ребенок с детским церебральным параличом, не имеющий опыта общения со сверстниками, отличается личностной и эмоционально-волевой незрелостью, инфантильностью, повышенной зависимостью от окружающих.

Не выявленные отклонения в развитии, например, слабо выраженные дефекты зрения и слуха, прежде всего, задерживают темп психического развития ребенка, а также могут способствовать формированию эмоциональных вторичных и личностных отклонений у детей. Находясь в массовых дошкольных учреждениях, не имея к себе дифференцированного подхода и не получая лечебно-коррекционной помощи, эти дети длительное время могут пребывать в ситуации неуспеха. В таких условиях у них часто формируется заниженная самооценка, низкий уровень притязаний; они начинают избегать общения со сверстниками, и постепенно вторичные нарушения все более усугубляют их социальную дезадаптацию.

Таким образом, ранняя диагностика, медицинская и психолого-педагогическая коррекция позволяют добиться значительных успехов в формировании личности детей с отклонениями в развитии.

2. Причины отклонений в развитии

Возникновение аномалий развития связано с действием как разнообразных неблагоприятных факторов внешней среды, так и с различными наследственными влияниями.

В последнее время получены данные о новых наследственных формах умственной отсталости, глухоты, слепоты, сложных дефектов, патологии эмоционально-волевой сферы и поведения, в том числе и раннего детского аутизма (РДА).

Современные достижения клинической, молекулярной, биохимической генетики и цитогенетики позволили уточнить механизм наследственной патологии. Через специальные структуры половых клеток родителей – хромосомы – передается информация о признаках аномалий развития. В хромосомах сосредоточены функциональные единицы наследственности, которые носят название генов.

При хромосомных болезнях с помощью специальных цитологических исследований выявляют изменение числа или структуры хромосом, что обусловливает генный дисбаланс. По последним данным, на 1000 новорожденных приходится 5–7 детей с хромосомными аномалиями. Хромосомные болезни, как правило, отличаются сложным или осложненным дефектом. При этом в половине случаев имеет место умственная отсталость, которая часто сочетается с дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи. Одним из таких хромосомных заболеваний, затрагивающих, прежде всего интеллектуальную сферу и часто сочетающихся с сенсорными дефектами, является синдром Дауна.

Аномалии развития могут наблюдаться не только при хромосомных, но и при так называемых генных болезнях, когда число и структура хромосом остаются неизменными. Ген представляет собой микроучасток (локус) хромосомы, который контролирует развитие определенного наследственного признака. Гены стабильны, но их стабильность не абсолютна. Под влиянием различных неблагоприятных факторов окружающей среды происходит их мутация. В этих случаях мутантный ген программирует развитие измененного признака.

Если мутации возникают в единичном микроучастке хромосомы, то говорят о моногенных формах аномального развития; при наличии изменений в нескольких локусах хромосом – о полигенных формах аномального развития. В последнем случае патология развития обычно является следствием сложного взаимодействия как генетических, так и внешних, средовых факторов.

В связи с большим разнообразием наследственных заболеваний ЦНС, обусловливающих аномалии развития, их дифференциальная диагностика весьма затруднена. Вместе с тем необходимо отметить, что правильный ранний диагноз заболевания имеет первостепенное значение для проведения своевременных лечебно-коррекционных мероприятий, оценки прогноза развития, а также для предупреждения в данной семье повторного рождения детей с отклонениями в развитии.