Меню
Бесплатно
Главная  /  Лечение  /  Причины возникновения тугоухости у детей. Тугоухость у новорожденных недоношенных детей

Причины возникновения тугоухости у детей. Тугоухость у новорожденных недоношенных детей

Слух является одним из самых важных аспектов в полноценном развитии ребенка. Слух играет важную роль в становлении речи, мышления, познавательной активности. Появление тугоухости у малыша представляет собой большую проблему, которая оказывает огромный дискомфорт и массу проблем.

Тугоухость у детей – ухудшение слуха, которое различается степенью выраженности. В процессе данного нарушения слуховой функции затрудняется воспроизведение звуков. По данным статистики, в России детей с тугоухостью насчитывается порядка 600 тысяч. Стоит заметить, что некоторые малыши рождаются с врожденным дефектом органа слуха.

Данное заболевание характеризуется неполной утратой слуха, при которой больной воспринимает звуки очень неразборчиво. Специалисты отмечают 4 степени тугоухости. В зависимости от повышения степени, речь становится все менее разборчивой. Последняя степень граничит с полной потерей слуха.

Болезнь подразделяется по длительности:

  • Внезапное течение – возникает очень быстро, буквально за пару часов.
  • Острое – более постепенное ухудшение слуха, с начала которого прошло не более месяца. В большинстве случаев возникает в результате инфекции либо травмы.
  • Подострое – от момента ухудшения прошло 1-3 месяца.
  • Хроническое – человек болеет уже более 3-х месяцев. Данная стадия хуже всего поддается лечению.

По месту поражения слухового анализатора выделяют:

  • кондуктивную тугоухость;
  • невральную;
  • нейросенсорную;
  • сенсорную;
  • смешанную.

Если патология развивается только в одном ухе, соответственно, заболевание носит односторонний характер. Если сразу в обоих – двухсторонний.

1, 2, 3, 4 степени

Выделяя степень тяжести заболевания у детей, специалисты берут за основу результаты тональной, а также речевой аудиометрии:

  • 1 степень (колебания в пределах 26-40 дБ) – малыш может отчетливо слышать и понимать разговорную речь на протяжении 4-6 метров, шепот понимает с расстояния 1-3 метра. Затруднен разбор речи при постоянном шуме.
  • 2 степень (колебания в пределах 41-55 дБ) – ребенок понимает разговор на расстоянии 2-4 метров, шепот – с 1 метра.
  • 3 степень (колебания в пределах 56-70 дБ) – малыш различает речь на протяжении 1-2 метра, при этом шепот становится неразборчивым.
  • 4 степень (колебания в пределах 71-90 дБ) – разговорная речь совершенно не слышна.

В случае, когда слуховой порог превышает 91 дБ, специалисты ставят диагноз «глухота». В некоторых случаях удается предпринять определенные меры, способные приостановить прогрессирующий процесс снижения слуха, выяснив причины патологии.

Нейросенсорная

Нейросенсорная тугоухость представляет собой сочетание сенсорного и неврального типа. Поражению могут подвергнуться как один, так и несколько отделов: внутреннее ухо, слуховой нерв. Чаще всего нейросенсорный вид заболевания развивается в результате травм, полученных во время родов, а также при воздействии токсинов или вирусов.

Данная форма патологии чаще всего встречается у детей, примерно 91%. В 7% случаях отмечаются кондуктивные нарушения. Меньше всего наблюдается тугоухость смешанного вида.

Кондуктивная

Кондуктивная форма заболевания представляет собой нарушения, которые распространяются в области внешнего уха, а также барабанной перепонки и косточек среднего уха. В этом случае врачи отмечают 1 и 2 степень снижения слуха.

Как правило, причинами развития кондуктивного вида становятся:

  • серная пробка;
  • воспалительные процессы в ухе;
  • травмы барабанной перепонки;
  • сильное влияние шума;
  • разрастание косточки, находящейся в полости среднего уха.

Выявление проблемы со слухом на более ранних стадиях позволит избежать наступление глухоты и других серьезных осложнений. Лечением данной патологии должен заниматься квалифицированный специалист, который подберет индивидуальный курс и подход к проблеме.

Причины тугоухости у детей

На сегодняшний день специалисты не могут указать точных данных о том, по каким причинам может возникнуть данная болезнь. Однако, в последствии тщательного изучения этой патологии, выявили определенный ряд возможных провоцирующих факторов:

  • Наследственность – чаще всего в результате наследственности младенец приобретает нейросенсорный и смешанный вид патологии. При этом у ребенка необратимые изменения органа слуха, которые, в свою очередь, представляют собой двустороннее нарушение звуковосприятия. По данным статистики, в 80% патология появляется изолировано от других отклонений, в остальных случаях наряду с другими генетическими синдромами.
  • Негативное воздействие факторов, влияющих на внутриутробное развитие ребенка – в конце первого триместра беременности происходит формирование слуховых органов. Если в данный период женщина перенесла тяжелые инфекционные болезни, это негативно может отразиться на процессе развития органов слуха.
  • Определенные травмы в процессе родов.
  • Если беременная женщина вела нездоровый образ жизни и пренебрегала своевременными визитами к врачу.
  • Сахарный диабет у женщины.
  • Несовместимость крови матери и плода – данное состояние приводит к резус-конфликту и, в итоге, к нарушению формирования органов у плода.
  • Преждевременные роды – естественно, на момент преждевременных родов органы слуха полностью прошли формирование. Однако гипоксия, которая появляется в процессе родов, может оказать негативное влияние на слуховые органы.
  • Негативные последствия перенесенных инфекционных заболеваний – в некоторых случаях у ребенка могут возникнуть осложнения в виде тугоухости после краснухи, кори, герпеса и др.

Следует заметить, что к причинам приобретенного заболевания могут относиться:

  • серная пробка;
  • аденоиды;
  • повреждения барабанной перепонки;
  • тонзиллит;
  • отит;
  • различные травмы ушных отделов.

В некоторых случаях на развитие болезни в подростковом возрасте может повлиять системное прослушивание очень громкой музыки.

Диагностика

Во время беременности диагностика заключается в проведении скрининга. Дети, которые входят в группу риска врожденной тугоухости, должны подвергнуться более тщательному осмотру. Если новорожденный ребенок слышит отчетливо громкие звуки, у него отмечаются непроизвольные реакции в форме моргания, торможение сосательного рефлекса и т.д. В дальнейшем для определения нарушений проводится отоскопия.

Чтобы хорошо исследовать слуховую функцию у малышей более старшего возраста, проводится аудиометрия. С дошкольниками данную диагностику проводят в игровой форме, со школьниками проводят речевую и тональную аудиометрию. Если специалист обнаружил какие-либо отклонения, дальше используется электрокохлеография. С ее помощью можно выявить место поражения слухового органа.

Наряду с отоларингологом, диагностику тугоухости у детей проводят сурдологи и отоневрологи.

Лечится ли тугоухость у детей?

Тщательно проведенные диагностические мероприятия, а также своевременное и полноценное лечение могут повысить все шансы на то, что ребенок обретет полноценный слух. Стоит отметить, если данная патология взяла свое начало по причине осложнений заболеваний функциональной системы, в таком случае имеется шанс нормализовать слух. В том случае, если болезнь характеризуется сенсоневральными расстройствами, для восстановления потребуется проведение имплантации сенсоров. Конечно же, на положительный исход влияет время обращения к врачу: чем раньше вы начнете лечебные мероприятия, тем выше шансы.

Лечение

Лечение тугоухости у детей и дальнейшая их реабилитация подразделяются на четыре пункта:

  • медикаментозная терапия;
  • хирургия;
  • физиотерапия;
  • функциональное лечение.

Конечно, в очень редких случаях достаточно удалить серную пробку либо другой инородный предмет.

Если у ребенка отмечается кондуктивная тугоухость 2 степени и выше, при которой барабанная перепонка утратила свою целостность, врачи предпринимают решение о проведении операции, такой как мирингопластика, а также протезирование слуховых косточек.

Медикаментозное лечение болезни сенсоневрального вида подбирается, основываясь на степени тугоухости. Так, если ухудшение слуха было вызвано сосудистым происхождением, для восстановления кровоснабжения отделов внутреннего уха могут быть назначены:

  • Винпоцетин;
  • Папаверин;
  • Бендазол.

Снижение слуха инфекционного генеза, как правило, лечится нетоксичными антибактериальными препаратами.

Физиотерапия детишек, больных данным заболеванием, включает в себя следующие мероприятия:

  • электрофорез;
  • пневмомассаж барабанной перепонки;
  • магнитотерапия и др.

Стоит отметить, что в ряде случаев единственно верным и действенным методом лечения тугоухости является протезирование слуховых косточек.

Как известно, здоровые люди воспринимают окружающий мир с помощью пяти чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Степень выраженности того или иного чувства может довольно сильно отличаться. Например, у одного человека острое обоняние, позволяющее вычленять отдельные компоненты из большого количества ингредиентов, составляющих духи, а другой не слышит запаха испорченной пищи. Среди пяти чувств для человека важнее всего зрение и слух: именно через них мы получаем максимальную информацию об окружающей обстановке. Если по какой-то причине человек, привыкший опираться на все свои пять чувств, утрачивает какое-то из них, то у него появляется, особенно на первых порах, острое чувство нехватки информации. Но бывают ситуации, когда по той или иной причине человек лишен полноценного восприятия мира уже с момента своего рождения или с раннего детства. Это ситуации, когда ослаблены зрение или слух. Число детей с нарушениями слуха в Российской Федерации превышает 600 тыс. Считается, что на 1000 нормально слышащих новорожденных приходится один ребенок с выраженной степенью тугоухости(так специалисты называют ослабленный слух). Если к этому числу детей с врожденной тугоухостью прибавить тех детей, которые рождаются с нормальным слухом, но по тем или иным причинам утрачивают его полноту, становится ясна актуальность этой проблемы. В этой статье мы затронем тему врожденной или приобретенной в грудном возрасте тугоухости.

Татьяна Савинова
Врач высшей категории, заведующаяДетским городским сурдологическимконсультативно-диагностическим центромВрач высшей категории, заведующаяДетским городским сурдологическимконсультативно-диагностическим центром

Что такое тугоухость и почему она возникает

В зависимости от места повреждения слухового анализатора врачи подразделяют тугоухость на сенсоневральную (звуковоспринимающую) и кондуктивную (звукопроводящую).

Сенсоневральная тугоухость обусловлена повреждением слухового нерва и внутреннего уха, иными словами – той части слухового анализатора, которая ответственна за восприятие и передачу импульсов в головной мозг.

Кондуктивная тугоухость возникает из-за нарушения нормального анатомического строения, вследствие чего нарушается проведение звуковых колебаний по наружному и среднему уху к внутреннему. В частности, к кондуктивной тугоухости относится повреждение барабанной перепонки, звуковых косточек среднего уха – осложнения острого отита, который мог протекать даже бессимптомно.

Снижение слуха может быть выражено в разной степени: от незначительного снижения слуха на одно ухо и до полной глухоты.

Какие дети обычно страдают тугоухостью? Перечислим факторы, которые могут привести к нарушению слуха:

1. Инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности, особенно в первые три месяца беременности, когда происходит закладка органа слуха (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз).

2. Инфекционные заболевания в раннем возрасте: сепсис, вирусные инфекции, болезни ЛОР- органов, в т.ч. патология наружного и среднего уха.

3. Использование матерью во время беременности и ребенком медикаментов, обладающих токсическим воздействием на орган слуха (антибиотики группы аминогликозидов – стрептомицин, канамицин, гентамицин и др., фуросемид, аспирин).

4. Наследственные заболевания у родителей, сопровождающиеся поражением слухового анализатора. Вероятность развития тугоухости у ребенка, один из родителей которого болен, при некоторых формах тугоухости составляет до 50%.

5. Токсикозы беременности.

6. Асфиксия новорожденного.

7. Внутричерепная родовая травма.

8. Гемолитическая болезнь новорожденных.

9. Недоношенность (вес при рождении менее 1500 г).

10. Поражения внутреннего уха, возникшие в результате контузии.

11. Алкогольная и иная интоксикация во время беременности.

Диагноз- чем скорее тем лучше

Определять состояние слуха у детей первых месяцев жизни должны врачи или медсестры комнат здорового ребенка городских поликлиник с помощью прибора под названием «звукореактотест», который производит звуки определенной частоты.

При этом фиксируются реакции ребенка на сигналы. Такое исследование должно проводиться наравне с проверкой прибавки массы тела, полноценности питания ребенка, т.е. в ходе традиционного медицинского наблюдения ребенка первых месяцев жизни. Однако надо иметь в виду, что иногда этот тест в поликлинике не проводится. В этой ситуации родители сами могут, наблюдая за развитием ребенка, заподозрить какие-то отклонения, одной из причин которых может быть сниженный слух.

Для того, чтобы родители могли правильно оценить ситуацию, приведем этапы нормального развития грудного ребенка:

  • в возрасте 2-3 недель ребенок вздрагивает при громких звуках;
  • в возрасте 2-3 недель – замирает при звуке голоса;
  • в возрасте 1 месяца – поворачивается на звук голоса, звучащего позади него; в
  • возрасте 1-3 месяцев – оживляется, слыша голос матери;
  • в возрасте 1,5-6 месяцев – криком или широким открытием глаз реагирует на резкие звуки;
  • в возрасте 4 месяцев – поворачивает голову в сторону звучащей игрушки или голоса;
  • в 2-4 месяца появляется гуление;
  • в возрасте 4-5 месяцев гуление переходит в лепет, который становится более эмоциональным, когда в комнату входят родители;
  • в возрасте 8-10 месяцев ребенок осваивает произнесение новых звуков;
  • в 1 год – начинает произносить простые слова;
  • в любом возрасте – проявляет беспокойство во сне при громких звуках и голосах.

Ранняя диагностика тугоухости чрезвычайно важна, поскольку первые два года жизни во многих отношениях являются самыми важными для развития ребенка, в частности для развития его речи, интеллекта, эмоциональности. Ребенок как слышит, так и говорит. Не получая из_за тугоухости полной звуковой информации, ребенок воспроизводит ее по аналогии с услышанным. Кроме того, отсутствие коррекции сниженного слуха в первые два года жизни может оказать необратимое воздействие на способность использования остаточного слуха. Иными словами, без коррекции ребенок утрачивает способность использования звуковой информации.

Поэтому, заподозрив у ребенка нарушение слуха, родители должны обратиться в специализированное медицинское учреждение. В Москве это Детский городской сурдологический центр. Здесь с помощью современнейших диагностических методов ребенок даже первых дней жизни может быть обследован на предмет состоятельности слухового анализатора.

На всех этапах аудиологическое (инструментальное) обследование обязательно проводится параллельно с педагогическим. Данные аудиологического и педагогического обследования сопоставляют между собой, и только при их согласовании можно быть уверенным, что состояние слуха малыша определено объективно.

Как уже было сказано, ранняя диагностика на первых этапах опирается на наблюдения родителей (педагогический аспект обследования) и результаты обследования с помощью звукореактотеста.

Далее на приеме у ЛОР-врача или в специализированном сурдологическом учреждении состояние слуха у детей первого года жизни оценивается на основе выявления поведенческих реакций на разные звуковые стимулы по специальной методике. Таких методик существует несколько. В качестве звуковых стимулов используются звучащие игрушки (погремушки, резиновые пищащие игрушки, дудка, барабан и др.), тоны аудиометра, голос и шепот. Диагностика основана на выявлении тех частот звуковых сигналов, на которые ребенок демонстрирует поведенческую реакцию. Дело в том, что чем ниже частота звука, тем субъективно более громким он воспринимается; чем выше частота, тем звук кажется тише. Как правило, при тугоухости страдает восприятие высокочастотных звуков. Также в методике учитывается расстояние, с которого подается звук. Частота звучания каждой игрушки, голоса, шепота заведомо известна, поэтому, предъявляя ребенку звуки разных игрушек и отслеживая поведение и физиологические реакции малыша, врач может определить те частоты, которые ребенок воспринимает хуже.

К методам объективного исследования сохранности функции внутреннего уха относятся компьютерная аудиометрия, акустическая импедансометрия, метод отоакустической эмиссии и другие. Эти исследования проводятся с использованием новейших технологий и являются очень результативными и полезными в диагностике, особенно у грудных детей.

Окончательный аудиологический диагноз ставится на основании результатов нескольких методов исследования слуха, которые дополняют друг друга.

Лечение и реабилитация

Дальнейшая судьба ребенка с нарушенным слухом определяется следующими обстоятельствами:

  • возрастом, в котором произошло нарушение функции слуха;
  • сроком обнаружения тугоухости;
  • степенью снижения слуха;
  • правильностью оценки потенциальных возможностей остаточной слуховой функции, иными словами – тех возможностей слухового анализатора, на которые можно опираться в лечении и педагогической коррекции;
  • своевременностью начала ответных лечебных и педагогических шагов.

20 процентов всех случаев тугоухости относятся к кондуктивному типу и являются следствием острых и хронических отитов, к этой группе относятся и врожденные пороки развития наружного и среднего уха. В настоящее время оториноларингология обладает достаточно эффективными возможностями для лечения этих заболеваний и восстановления функции слуха. В этих случаях показано лечение основного заболевания, например антибактериальная терапия антибиотиками последних поколений при отитах и хирургическая коррекция врожденных или произошедших вследствие воспаления анатомических дефектов.

80 процентов, иными словами – подавляющее большинство всех больных, страдают сенсоневральной тугоухостью, для лечения которой до сих пор не найдено достаточно эффективных средств. Хотя делаются попытки восстановления слуха, утраченного в результате острых инфекций, таких как грипп, менингит и другие, с помощью лекарственных средств и гипербарической оксигенации. К сожалению, приходится констатировать, что в подавляющем большинстве таких случаев лечение также малоэффективно. В этой ситуации следует в срочном порядке обратиться к сурдологам, поскольку дети младшего возраста на фоне ослабления слуха быстро утрачивают речевой навык и потом для его восстановления требуются большие усилия. Важнейшим и нередко единственным способом социальной реабилитации детей с поражением слухового анализатора является слухопротезирование в сочетании с длительной педагогической коррекцией.

Необходимость слухопротезирования определяется специалистом после инструментального обследования ребенка. Оно проводится сразу после определения показаний, в том числе на первом году жизни ребенка.

Необходимость быстрого слухопротезирования после диагностики тугоухости определяется стремительным замедлением речевого, интеллектуального и эмоционального развития на первом – втором году жизни при отсутствии у ребенка звуковой стимуляции. Слуховые аппараты бывают трех типов: карманные, заушные и внутриушные. Наиболее часто для детей применяются заушные слуховые аппараты. Особые сложности возникают при слухопротезировании маленьких детей, потому что они не могут рассказать врачу о своих ощущениях. Если усиление звука очень велико, то появляется опасность травмы внутреннего уха, если недостаточно –слуховой аппарат не будет выполнять свою функцию. Поэтому очень важно, чтобы ребенок был тщательно обследован в специализированном учреждении.

Для соединения уха малыша со слуховым аппаратом используется специальный ушной вкладыш. Он помещается в ушную раковину и слуховой проход. Вкладыши бывают стандартные и индивидуальные. Индивидуальные вкладыши формуются из специальной массы по слепку уха ребенка, что обеспечивает максимальное соответствие формы вкладыша строению наружного уха. При этом создаются оптимальные условия для коррекции слуха, эффективность слухопротезирования увеличивается. В нашем Центре детям со сниженным слухом с первых месяцев жизни и до 16 лет современный слуховой аппарат выдается бесплатно.

После изготовления и начала применения слухового аппарата наступает очередь сурдологопедического этапа, во время которого сурдопедагог обучает ребенка говорить, при необходимости читать по губам, применяются методики, стимулирующие речевую функцию, в частности пальчиковые игры. В Москве есть 12 детских садов и 7 школ для детей со сниженным слухом. В детских садах занятия проводятся настолько интенсивно и эффективно, что слабослышащие дети подчас опережают по своему интеллектуальному развитию детей с нормальным слухом. Дети даже при полной глухоте научаются говорить достаточно чисто.

В заключение подчеркну: очень важная роль в своевременной диагностике тугоухости и ее дальнейшей коррекции отводится родителям пострадавшего ребенка. Именно родители подчас являются той движущей силой, которая в конечном итоге помогает ребенку адаптироваться в обществе и максимально реализоваться. Чем раньше родители заметят отклонения в нормальном развитии ребенка и выявят снижение слуха, тем эффективнее будет дальнейшая работа врачей и педагогов. Помните: диагноз «тугоухость» не является приговором, препятствующим реализации потенциала, который заложила в ребенка природа.

Теги:

Слух – одна из главных составляющих нормального развития ребенка. От слуха зависит, как малыш сможет усвоить знания необходимые в жизни, сумеет приобрести навыки и умения. Слух необходим для развития абстрактно-логического мышления.

Но случается, что вследствие определенных причин, способность воспринимать звуки ослабевает или вовсе утрачивается. Частичная потеря слуха, называемая тугоухостью, встречается чаще. Полная потеря слуха, глухота, когда ребенок не слышит вообще ничего, наблюдается реже и может быть связана с разными причинами.

Почему происходит полная потеря слуха у ребенка, как определить глухоту у ребенка? Как проводится лечение? Поговорим об этом. А также уточним, как научить полноценному общению ребенка с патологией слуха:

Причины глухоты у детей

Причины патологии подразделяют на три основные группы:

Наследственность: Хромосомные нарушения передаются от родителя.

Врожденная глухота у детей: Возникает от негативного воздействия на плод в период беременности. К таким факторам, в частности относят: курение, алкоголь, наркотики, различные инфекционные процессы матери, а также повреждения во время рождения: гипоксия, либо наложение щипцов и др.

Приобретённая глухота: Может развиться вследствие травм, длительного шумового воздействия. Причиной могут быть заболевания, перенесенные в раннем возрасте: паротит, отит, а также корь или менингит.

Признаки глухоты у ребенка

Глухота заметна у младенца с самого рождения. Ее признаки можно определить без специальных приборов. Перечислим их коротко:

Слышащий ребенок вздрагивает от внезапного звука, громкого голоса.
Если малыш не слышит, он на это никак не реагирует, на замирает, прислушиваясь к спокойному голосу.

В возрасте 4 мес малыш не реагирует на источник звука, не поворачивает в его сторону голову, не ищет глазами. У него не появляется гуление (произнесение малышом различных звуков);

До 5 мес не появляется лепет. К 6 мес он никак не реагирует на произнесение его имени.

К 10 мес он не может произносить слоги, не говорит простые слова к году жизни.

Если ребенок страдает тугоухостью в той или иной степени, то есть, слух не утрачен полностью, малыш старше года часто переспрашивает, как можно ближе подходит к источнику звука, чтобы лучше его расслышать.

Лечение глухоты у детей

Лечение тугоухости в большинстве случаев проводится весьма успешно. С полной потерей слуха все гораздо сложнее.

Если возможно устранить причинный фактор, проводят комплексную терапию с применением лекарственных препаратов и методов физиотерапии. Нормализуют поврежденные структуры уха, проводят дезинтоксикацию.

Используют терапевтические методики, направленные на улучшение кровообращения структур мозга и слухового анализатора. Используют специально разработанные методики, упражнения на приобретение и улучшение речевых навыков.

Кохлеарная имплантация

Данную технологию часто используют для реабилитации глухоты или тяжелой нейросенсорной тугоухости. При проведении операции, ребенку вживляют кохлеарный имплантант, который доставляет на область слухового нерва электрические импульсы. После этого слух частично, либо полностью, но восстанавливается.

Как общаться с ребенком ?

Родителям, родственникам и всем людям, которые общаются с не слышащим, либо слабо слышащим малышом очень важно разговаривать с ним, как можно активнее. Следует прикладывать как можно больше усилий, чтобы преодолеть барьер непонимания и наладить контакт. Вот что советуют специалисты:

Никогда не кричите на глухого малыша. Он не слышит, что вы ему говорите, но видит искаженное криком лицо и это может его сильно испугать.

При разговоре используйте жесты. Жестикулируйте не резко, а обычно, но более подробно, чтобы малыш научился понимать что вы от него хотите. Впоследствии он научиться соотносить артикуляцию с жестами и ему будет проще научиться общаться.

Старайтесь говорить не обрывочными фразами, а произносите полные предложения. Встаньте или сядьте так, чтобы ребенок хорошо видел ваше лицо, после чего четко артикулируйте каждое произнесенное слово.

Посещайте занятия с сурдопедагогом. Этот специалист обучит ребенка и вас технике чтения по губам и жестам, что значительно облегчит общение.

Если вы обнаружили, что ваш малыш полностью не воспринимает звуки, либо очень слабо слышит, обратитесь к врачу. После проведенного обследования врач определит, какое лечение необходимо.

Сурдопедагоги в детском дошкольном учреждении для глухих, либо слабо слышащих детей помогут научить малыша общаться с окружающими, читать и писать, использовать голос для общения.

Статистика убедительно доказывает, что практически одна четвертая всех новорожденных недоношенных детей имеют заболевание – тугоухость разных степеней. Если ребенок рождается недоношенным, то и формирование всех органов и систем не закончено. Слуховая система – не исключение. Поэтому слабые органы также слабо выполняют свои функции. Если вовремя не принять меры по стабилизации слуха у новорожденного, то в дальнейшем это может привести не только к частичной или полной глухоте, но и к развитию дисфункции речи. Следовательно – к проблемам адаптации в обществе. Попытаемся разобраться, почему возникает тугоухость у новорожденных, и можно ли избежать возникновения данного заболевания.

При рождении младенца проводится полная диагностика функционирования всех систем и органов. Более чем 12% недоношенным новорожденным диагностируют . Этот вид тугоухости характеризуется снижением слуха, прежде всего, на высокие частоты. Нарушена сама система, воспринимающая звук. Органы внутреннего уха (слуховой нерв, нервные окончания и пр.) в силу разных причин подвержены деформации, нарушены или заражены инфекцией. Тогда волосяные клетки, которые являются основным проводником звука, просто разрушаются. Причинами нейросенсорной тугоухости у недоношенных детей могут быть:

  • наличие инфекции в организме как матери, так и самого младенца;
  • интоксикация организма матери;
  • заболеваниями нервной системы матери;
  • болезни кровеносной системы;
  • нарушение кровообращения у младенца и др.

Глухота у младенцев

Тугоухость у младенцев может быть врожденной, наследственной и приобретенной. Выражена разными степенями. Медика различают 2 основных вида – тугоухость и глухота. Абсолютная глухота – невозможность воспринимать звуки любых частот даже при помощи слухового аппарата, встречается крайне редко. Основной причиной абсолютной глухоты является наследственность, то есть передача заболевания на генном уровне от родителей или бабушек-дедушек. Как правило, данный вид болезни передается через поколение. Причинами же врожденной глухоты у недоношенного младенца других степеней могут быть:

  • хронические заболевания матери (сердечно-сосудистой, нервной и др. систем);
  • пагубные привычки матери;
  • злоупотребления лекарственными средствами во время беременности и многие другие.

К причинам возникновения глухоты приобретенного характера можно отнести:

  • родовые травмы;
  • инфицирование младенца;
  • применение сильнодействующих препаратов и пр.

Нарушения слуха новорожденного

Если восприятие звука у младенца все же есть, но порог восприятия намного больше нормы, то можно говорить о тугоухости у младенцев. Самой распространенной причиной нарушения функций слуховой системы приобретенного характера является помещение младенца в барокамеру. Так как малыш не доношен, следовательно, и органы его слуха развиты и функционируют не в полном объеме. Поэтому постоянный звук в барокамере примерно 50 децибел пагубно действует на слабенькие косточки, хрящи, стволы, мембрану и пр. органы ушной системы. Возникает потеря слуха. К причинам наследственной или врожденной тугоухости можно отнести все причины возникновения глухоты у ребенка, о которых мы уже сказали. Просто влияние негативных факторов, вызвавших глухоту у детей, было намного меньшим, поэтому у родившегося ребенка диагностировали тугоухость, а не глухоту. Всем известно, что состояние плода напрямую зависит от здоровья и стиля жизни матери. И если она не следит за своим здоровьем и злоупотребляет алкоголем, курением, наркотиками, то патология у новорожденного может быть максимально сильной – глухота. Если же мать все же придерживается каких-то правил вынашивания ребенка, но во время беременности внезапно заболела и вынуждена была лечиться сильнодействующими лекарствами, то это также скажется на плоде, но в меньшей степени. Поэтому беременность должна планироваться, а ребенок должен быть долгожданным и любимым.

Исследование слуха

Проверка слуха у ребенка

Если малыш не доношен, то чем быстрее провести диагностику органов слуха, тем лучше. По правилам, ее должны проводить на 3-4-й день после рождения малыша. До этого провести объективно исследование сложно, так как в ушных раковинах могут оставаться природная смазка, остатки околоплодных вод и пр.

Все исследования слуха в первые дни жизни ребенка проводят, когда он спит. В ушное отверстие вводится зонд, который снабжен своеобразным датчиком звука и микрофоном, который отражает импульсы ребенка, фиксирует их и передает на компьютер. Врач подает звуковые щелчки с частотой – 2-3 раза в минуту и отслеживает динамику восприятия ушной системой малыша. Этот аудиологический скрининг новорожденных возможен лишь при наличие высокоточного, современного оборудования. Такая процедура длится не более 15-ти минут. После анализа полученных данных врач определенно может сказать, насколько хорош слух у новорожденного и есть ли патологии ушной системы. При выявлении тугоухости или глухоты важным фактором является время выявления патологии. Чем раньше будет поставлен диагноз, тем быстрее можно вылечить болезнь. Если это, конечно, не абсолютная наследственная глухота. Данное исследование врачи рекомендуют делать не позднее трех месяцев со дня рождения ребенка.

Симптомы врожденной тугоухости

Самым главным симптомом проблем со звуковым восприятием у малыша является отсутствие его реакции на звук после 2-х недель с момента рождения. При громком хлопке или шуме малыш, который хорошо слышит, вздрагивает, просыпается и пр. Если реакции нет, то это вызывает тревогу родителей. Тогда следует пройти исследование при помощи высокоточного оборудования. Даже если результаты положительные и патологии не обнаружено, родители должны помнить, что тугоухость может быть и приобретенной и продолжать наблюдать за реакцией малыша. В месяц ребенок уже слышит мамин голос, поворачивается в ее сторону. В 3 месяца реагирует на звуки погремушек, неваляшек и также поворачивает голову или пытается их достать. Если визуально вы не можете определить, слышит ли ваш малыш, обратитесь за более полной и обширной диагностикой к специалисту – детскому врачу-отоларингологу.

Диагностика

Проверить реакцию на звуки у малыша можно с 2-х недель. Это может быть обычный тест на хлопки или громкую речь. Если данного вида диагностики для грудных детей недостаточно для выявления патологий слуха, то врачи посоветуют иные современные методы диагностики:

  • определение звуковой проводимости при помощи камертона;
  • аудиометрия электронным прибором;
  • тимпанометрия – исследование зондом отраженного и поглощенного звука;
  • измерение нервного импульса при звуковом раздражении;
  • электрокохлеография – исследование улитки и слухового нерва.

Данные методики часто применяются при диагностике слуха у младенцев. Ведь они не смогут сами сигнализировать о своем восприятии звука. Могут лишь проявить какую-то реакцию в виде вздрагивания, поворота головы, плача. Все эти исследования позволяют установить точные причины возникновения нейросенсорной тугоухости у младенцев.

Реабилитация детей с нарушениями слуха

Коррекция слуха и реабилитация ребенка с тугоухостью начинается сразу после постановки диагноза. К реабилитационным мероприятиям новорожденного можно отнести:

  • физическую реабилитацию – врач определяет физическую нагрузку и нужные упражнения, которые нужно делать ежедневно;
  • педагогическая – также определенные упражнения по развитию слуха и речи;
  • психологическая – позитивное воздействие на психику ребенка;
  • социально-психологическая – спектр мероприятий, соответствующий возрасту малыша, направленный на его умственное и речевое развитие.

При необходимости врачом будет назначено:

  • слухопротезирование – с использованием слухового аппарата;
  • стимуляция слухового восприятия посредством акустической аппаратуры;
  • операционное лечение.

К реабилитации таких детей, как правило, привлечено большое количество специалистов: оториноларинголог, логопед, дефектолог, сурдопедагог, социальный педагог, детский психолог, невропатолог, аудиолог, сурдолог. Статистика результатов реабилитационных мероприятий по улучшению слуха малышей доказывает, что они очень важны в становлении слуха и речи детей разного возраста.

Лечение обычной и врожденной нейросенсорной тугоухости

Данный вид тугоухости у новорожденных недоношенных детей может быть трех степеней. 1-й вид – самый безобидный и обратимый. 2-ой требует медикаментозного лечения и иных методик избавления от патологии. 3-й – сложный и часто требует оперативного вмешательства. Глухота – в зависимости от причин возникновения болезни и характера возникновения (врожденная или приобретенная) требует аппарата для усиления слухового восприятия.

К сожалению, для грудных детей очень сложно подобрать соответствующее лекарство, которое бы не вредило работе остальных органов и систем организма. Такой подбор происходит практически методом проб и ошибок. Медики считают, что стойкая, глубокая нейросенсорная тугоухость не требует медикаментозного лечения, оно просто неэффективно. Но если слух продолжительное время не ухудшается и остается на прежнем уровне, то лекарства помогают улучшить восприятие звука. Главное – подобрать адекватный препарат и провести лечение в нужные сроки.

Медикаментозная терапия должна способствовать улучшению состояния и функциональности рецепторных волосковых клеток, на полноценное кровообращение, чтобы все органы ушной системы были снабжены достаточным количеством кислорода и питательных веществ. К таким препаратам можно отнести Компламин, Стугерон, Кавинтон, Винкатон и др. Можно использовать сосудорасширяющие лекарственные средства. Оздоровлению органов слуха на клеточном уровне способствуют повышающие иммунитет препараты, в том числе витамины, особенно группы В и Е.

Применение электрофореза с препаратами, стимулирующими работу слуховых нервов и нервных окончаний, также широко применяют при лечении совсем маленьких детей. И, конечно, используют препараты, которые уменьшают токсичность, к примеру, Унитиол, Гемодез. В комплексное лечение могут входить и индивидуальные слуховые аппараты, которые корректируют слух и стабилизируют положительную динамику звукового восприятия.

Снижение слуха у малыша затрудняет развитие речи, общение с детьми и взрослыми. Родители могут определить, развивается ли тугоухость у ребенка, с помощью приемов речевой аудиометрии. Методика позволяет приблизительно оценить, как далеко зашло нарушение слуха. Если расстройство имеется, то обращаются к врачу, чтобы получить больше информации о симптомах, диагностике и лечении тугоухости.

Органы чувств - важные инструменты для познания мира, общения и реализации потенциала личности. Болезни и травмы могут привести к снижению слуха и его полной потере. Изменяется повседневная жизнь, ограничиваются возможности адаптации и страдают когнитивные способности человека: память, мышление, способность к обучению.

Как работает орган слуха:

  1. Раковина наружного уха улавливает и проводит звуковые волны.
  2. Колебания проходят через наружный слуховой канал.
  3. Воспринимает звуковые волны барабанная перепонка.
  4. Вибрации передается молоточку, наковальне и стремечку (косточкам среднего уха).
  5. Стремечко проводит волны к внутреннему уху.

В улитке внутреннего уха расположен орган, преобразующий колебательные движения в нервные импульсы. От него отходит нервный пучок в головной мозг, где в слуховой зоне электрические сигналы распознаются как звуки. Нарушение проводящей функции любого отдела уха может привести к тугоухости.

Выявление нарушений слуха у детей

Речевая аудиометрия - способ определения индивидуального восприятия слуха. Основан на сообщениях испытуемого о том, слышит ли он подаваемые сигналы или нет. Результаты применения метода во многом зависят от словарного запаса ребенка. Способ не подходит для определения нарушений восприятия речи у детей раннего возраста, не умеющих разговаривать.

Самые очевидные признаки и симптомы тугоухости у детей грудного возраста:

  • младенец не поворачивается лицом к тому, кто разговаривает;
  • ребенок не вздрагивает при резких звуках;
  • малыш не лепечет, не смеется.

При ослаблении слуха у ребенка следует немедленно обратиться за консультацией к детскому отоларингологу и сурдологу. Второй специалист - это врач, диагностирующий и занимающийся коррекцией различных нарушений слуха. Специалисты выполнит необходимые исследования и расскажут, как лечить заболевание.

Малыш в возрасте 1–2 года, у которого развивается тугоухость, предпочитает смотреть мультфильмы с громко включенным звуком. Ребенок часто переспрашивает, говорит: «Что?», поворачивается к источнику звука тем ухом, которым лучше слышит. У больного школьника снижается успеваемость, учителя могут пожаловаться на его невнимательность. Такой ребенок обычно сам общается громко, но затихает и сосредоточенно смотрит на губы собеседника при его ответах.

Проверка слуха ребенка в домашних условиях:

  1. Испытуемому предлагают сесть на стул в центре комнате, максимально изолированной от посторонних звуков.
  2. Оотходят от ребенка на 2 метра, произносят шепотом фразу, состоящую из 8–9 понятных ребенку слов.
  3. Отдаляются от малыша на расстояние 5–6 метров, негромко и четко произносят несложные словосочетания.
  4. Спрашивают в каждом случае, что слышит ребенок.

Невозможность воспринимать шепот с 2 метров наблюдается при развитии 1 степени тугоухости. Если испытуемый с расстояния 6 м не распознает звуки средней интенсивности, то это 2 степень снижения слуха. При тугоухости 3 степени у ребенка не воспринимается шепот, и различаются звуки средней интенсивности только с расстояния 1 метр. Глухота или тугоухость 4 степени у детей - невозможность разобрать речь без слухового аппарата.

Профессиональная диагностика позволяет определить наличие и разновидность патологии. Отоларинголог и сурдолог пользуются для проверки слуха различными методами аудиометрии. Специалисты определяют степени распознавания речи в децибелах и тип тугоухости. Для выяснения слышимости тонов различной интенсивности и частоты применяется тональная аудиометрия. Наиболее достоверный метод определения недостатков слуховой чувствительности у пациентов - компьютерная аудиометрия.

Кондуктивная тугоухость

Чаще всего приводит к снижению слуха повреждение звукопроводящих путей. Это кондуктивная тугоухость - наиболее распространенная форма заболевания. Развивается при травмах уха, осложнениях отита, аденоидов, тонзиллита. Слух снижается при накоплении ушной серы и образовании пробок, мешающих прохождению звуковых волн в сторону барабанной перепонки. Также кондуктивную тугоухость вызывают нарушения кровообращения, сильные звуки, действующие не менее 6 ч ежедневно.

Типичные причины уплотнения вязкого секрета и образования пробки в слуховом проходе - неправильный гигиенический уход, привычка ковырять в ушах неподходящими предметами. Маленькие дети засовывают в слуховой канал мелкие ягоды, детали игрушек. Ребята постарше чаще страдают от попавших в уши насекомых. Серную пробку, инородное тело осторожно извлекают из слухового прохода в амбулаторных условиях.

Хронический отит, который развивается на фоне хронического аллергического ринита у детей, может привести к глухоте в детстве.

Сопровождается временным или постоянным снижением слуха гнойный отит. На барабанной перепонке гной «расплавляет» отверстие, тогда слух со стороны больного уха отсутствует. При заживлении могут образоваться крупные грубые рубцы, которые становятся причиной постоянной потери слуха.

Кондуктивная тугоухость варьируется от небольшого нарушения восприятия звука до полной глухоты. На начальной стадии ребенок жалуется на заложенность, словно звук проникает через вату. Другие симптомы заболевания: боли в ушах и сильные головные боли.

Необходимо вовремя обращаться к врачу, если у ребенка возникли проблемы со слухом. Лечение заболевания эффективно, особенно на первых двух стадиях. Специалист определит стадию развития тугоухости и назначит адекватную терапию в зависимости от причины недуга.

Нейросенсорная тугоухость (сенсоневральная)

Развивается при повреждении чувствительных клеток внутренней части органа слуха. Среди основных причин - серьезные инфекционные заболевания (корь, свинка, краснуха, герпес). Ототоксическим эффектом обладают некоторые антибиотики в сочетании с фуросемидом, аспирином. Вирусы могут вызывать острую нейросенсорную тугоухость у детей. При врожденной форме дефекта не происходит формирование чувствительного аппарата внутреннего уха.

Причины врожденной сенсоневральной тугоухости у детей:

  • внутриутробные инфекции: краснуха, хламидиоз, сифилис;
  • рождение от матери, злоупотребляющей алкоголем, принимающей наркотики;
  • врожденные пороки развития;
  • недоношенность;
  • синдром Дауна.

Если внутриутробная инфекция - краснуха, то у новорожденного проявляется синдром Грега: глухота, катаракта, болезни сердца.

При нейросенсорной тугоухости первой степени звуки окружающего мира воспринимаются, но ограниченно. Ребенок может ощущать постоянный шум в ушах. На протяжении многих лет происходит ухудшение слуха.

Лечат тугоухость с помощью лекарств, улучшающих функции внутреннего уха. Тяжелые степени заболевания практически не поддаются исправлению, необходимо пожизненно пользоваться слуховым аппаратом. Современные приборы позволяют малышам лучше слышать. Они учатся понимать речь и говорить в соответствии с возрастом.

Правильно подобранные слуховые аппараты помогают предотвратить отклонения в развитии детей, которые неизбежно возникают при развитии глухоты. Есть мини-системы, разработанные специально для маленьких ушей ребенка.

Народные методы лечения тугоухости

Вводят в наружный слуховой канал жгутик из бинта, пропитанный масляно-спиртовой эмульсией. Готовят ее из настойки прополиса 10% и равного объема растительного масла (подсолнечного, оливкового, персикового). Средство необходимо взбалтывать при каждом применении.

Готовят ушные капли из толченых семянок аниса и масла шиповника. Настаивают средство в течение 3 недель, фильтруют. Закапывают по 3 капли в каждый слуховой проход два или три раза в день. Длительность курса лечения составляет 1 месяц. Затем средство меняют.

Можно приготовить витаминный и укрепляющий напиток из ягод клюквы, смородины, малины. Сначала из плодов выдавливают сок любым удобным способом. Затем выжимки заливают холодной водой в кастрюле и доводят до кипения.